Культурный кодДетали

Фестиваль исторических садов в «Царицыне» 2025: гид по садам и активностям

С 22 по 31 августа 2025 года в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет VIII Фестиваль исторических садов, посвященный теме «Сады и наука». В этом году гостей ждут 18 уникальных садов-размышлений о том, как научные открытия вдохновляют ландшафтных дизайнеров, а природа становится лабораторией для экспериментов, а также насыщенная программа мастер-классов, концертов и лекций. От садов Леонардо да Винчи и Марии Кюри до инсталляций и японского ниваки — рассказываем, что еще можно увидеть на фестивале.

Конкурсные сады: наука в ландшафтном искусстве

Сады, представленные на фестивале, будут различаться по размерам (100, 50 и 20 кв. метров) и авторам: 11 из них создадут победители открытого конкурса среди ландшафтных дизайнеров, еще 7 — это спецпроекты от самого музея-заповедника и его партнеров.

Сад «Да Винчи» (автор — Наталья Климова) — ода универсальному гению Леонардо да Винчи, чьи исследования природы и мира опередили время. Внутри композиции будет интересно отыскивать отсылки к самым известным работам великого мастера.

Сад да Винчи. Автор – Наталья Климова

«Аллегория» (автор — Михаил Судаков) — сад-посвящение Екатерине II, не только положившей начало развитию нового направления ландшафтной науки и явившейся зачинательницей пейзажного стиля в России, но и ставшей родоначальницей пейзажного чуда, известного сегодня как дворцово-парковый ансамбль «Царицыно».

«Исходный код» (автор — Оксана Черных) — сад, где растения становятся «алгоритмами» живой природы. Автор вдохновлялась языком программирования и создала своего рода «материнскую плату» взаимосвязи растений. А в основу идеи легли гипотезы канадского лесного эколога Сюзанны Симард об «общении» деревьев через разветвленную систему грибниц.

Исходный код. Автор – Оксана Черных

«Башня» (ООО «Ла Планта») отражает этапы влияния науки на среду: от пустоши до изобилия. Здесь можно проследить, как инженерные решения (в том числе идеи Владимира Шухова) превращают бесплодные земли в цветущие пространства. Вода, растения и каменные элементы образуют динамичную композицию, где технологии служат природе.

«Зеленая нейробиология» (ландшафтное бюро «Виридис») — это сад-метафора человеческого мозга: извилистые дорожки повторяют нейронные связи, а растения подобраны по принципу взаимодействия сенсорных систем. Этот проект предлагает задуматься, как природа влияет на наше мышление и эмоции и почему сады могут быть лучшими «терапевтами».

«(Не)видимое наследие Марии Кюри» (группа авторов) посвящен великой ученой, чьи открытия изменили мир, но чье имя часто ассоциируется лишь с радиацией. Проект раскрывает личность Кюри через растения, которые она любила, и метафоры ее научных трудов. Полупрозрачные структуры символизируют невидимые лучи радия, а контрастные зоны — борьбу между опасностью и пользой ее открытий.

(Не)видимое наследие Марии Кюри. Группа авторов – Катерина Аринина, Марина Родина, Валентина Королёва, Александра Дмитриева, Никита Плешаков, Артем Туезаров

«Ивовый код» (автор — Екатерина Кутишкина) — напоминание о том, как древние рецепты народной медицины превратились в современные лекарства (именно свойства ивы и таволги из этого сада легли в основу аспирина). Прозрачная стена с формулой ацетилсалициловой кислоты и скамья в виде «блистера» соединяют историю медицины с актуальными научными достижениями.

«Сад Канта» (авторы — Елена и Валерия Коншу) воплощает некоторые идеи великого философа, 300-летие которого отмечалось в прошлом году. Иммануил Кант предстает здесь через метафоры: боярышники его роста, туман как символ космогонической теории и фиолетовые оттенки — его любимый цвет размышлений. Сад приглашает прогуляться по «тропам мысли», которыми ходил сам гений.

Сад Канта. Группа авторов – Елена Коншу, Валерия Коншу

«QR-сад» (автор — Евгения Савкина) — ниточка между новейшими технологиями и природой. QR-коды здесь — не символ цифровизации, а проводники в мир растений. Они ведут к историям о целебных свойствах трав, предлагая не спешить, а погружаться в созерцание природы.

Сад «Кузнечик дорогой» (автор — Наталья Бурдина) вдохновлен стихотворением Ломоносова и его научными изысканиями. Вращающаяся мозаика с текстом, растения в духе «простоты и величия» и отсылки к химическим опытам ученого создают атмосферу XVIII века, когда наука и поэзия шли рука об руку.

«Эффект одуванчика» (автор — Любовь Усатова) рассказывает о том, как природа становится катализатором великих научных открытий: ведь разлетающиеся по ветру семена одуванчика вдохновили людей на исследования аэродинамики, а в итоге и на создание парашютов. 

Эффект одуванчика. Автор – Любовь Усатова

Спецпроекты: от биологии до инклюзии

В последние годы Фестиваль исторических садов не обходится без особых проектов, которые придумывают сам музей и его добрые друзья. В этом году таких спецсадов даже больше обычного. Государственный биологический музей им. Тимирязева подготовил концепт сада Vita Structura. Это сад-клетка, где каждый элемент воплощает ту или иную ее часть — дорожки-цитоплазма, центральная композиция-ядро. Это наглядный урок биологии, превращенный в эстетическое переживание.

Vita Structura. Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева. Автор – Наталья Вялых
Vita Structura. Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева. Автор – Наталья Вялых

Проект «Москва глазами инженера» рассказывает реальную историю средствами флоры сада «Новое будущее». Эпоха модернизма будто оживает тут, и мы становимся свидетелями научных исканий и их столкновения с суровой действительностью. Видим, как исследователи искали наилучшее применение тополям в большом городе, а в итоге поймали практически волну хейта. В саду мы увидим кабинет ученого: карты его городских экспедиций и «булавки»-указатели создают атмосферу вдохновения тех лет, подлинного научного оптимизма XX века.

Музей «АТОМ», кажется, и не мог придумать иного проекта. Авторы композиции приглашают нас насладиться видом сада «Атом: невидимая гармония». В этом пространстве невидимые процессы ядерной физики и 80 лет постоянного развития атомной промышленности становятся видимыми через ландшафтные метафоры.

Атом: невидимая гармония. Музей «АТОМ». Автор – Мария Гельфанд

Инклюзивный сад фонда «Абсолют-Помощь» при участии и других НКО вот уже второй год подряд представляет композицию, созданную людьми с особенностями развития. Этот проект доказывает, что наука и природа доступны каждому.

И второй же год подряд на фестивале можно будет увидеть японский сад. В этом году он носит название SYMBIOSIS — и это современный японский сад, переосмысляющий тему фестиваля через гармонию природы и технологий. В саду сочетаются вертикальное озеленение, природные материалы и инновационные технологии, демонстрируя, что изучение природных закономерностей помогает развивать устойчивый дизайн будущего.

Также совместно с МНПЗ музей-заповедник придумал интересный социокультурный проект. Три команды ландшафтных дизайнеров вместе с жителями города будут создавать модели идеальных городских палисадников, как для теневого, так и для солнечного участка, и впоследствии подобные палисадники могут появиться на улицах российских городов. Проект показывает, как, вдохновляясь природными формами и материалами, можно создавать экологичные решения без ущерба для окружающей среды.

И еще два спецпроекта уже полностью принадлежат музею — это Блуждающий сад и Тайный сад. В творческой лаборатории Тайного сада участники от 12 до 25 лет создали 10 скульптур в технике вилатаж из необычного и податливого материала вилатерм. Каждая работа передает личные переживания, воспоминания и мысли автора на тему садов и науки. А выставлены они будут как раз в рамках фестиваля.

Автор идеи – Катя Бочавар Автор проекта – ландшафтный архитектор Наталья Климов

Что же до блуждающего сада, то он и впрямь будет блуждать. Кадки с растениями будут менять дислокацию в процессе фестиваля: первое перемещение 24 августа будет сопровождаться музыкальным театрализованным шествием, а после у Третьего Кавалерского корпуса в сени кочующего сада состоится чаепитие с участниками выставки «Я иду искать! Современное искусство в традиционном музее». Этот сад — мостик между фестивальными и выставочными проектами «Царицына». К экспозиции будут отсылать и современные поговорки на кадках с растениями, и народные березовые мотивы. 

Активности: музыка, мастер-классы и наука

Фестиваль исторических садов в этом году представит насыщенную музыкальную программу, объединяющую традиции разных культур. Концерты — от испанского фламенко до японских барабанов.

  • Открытие состоится 22 августа выступлением Петра Главатских и ансамбля «Мийяби Тайко» — мощные ритмы традиционных ударных тайко и маримбы перенесут зрителей в атмосферу Японии.
  • На следующий день, 23 августа, гитаристы Дмитрий Бородаев и Глеб Окунев вместе с танцовщицей Людмилой Пущиной представят «Сады Испании» — страстное фламенко и классические испанские мелодии.
  • А 24 августа прозвучит «Цветочный концерт» в исполнении Веры Кононовой и Государственного Кремлевского оркестра — вальсы, романсы и оперные дуэты, вдохновленные красотой природы.

Завершающая неделя фестиваля будет не менее яркой.

  • 29 августа брасс-ансамбль NewLife исполнит энергичные композиции в оригинальной медной аранжировке.
  • 30 августа гости погрузятся в эстетику японского танца Нихон-буё — изящные движения, рассказывающие о женской судьбе, и возможность самим поучаствовать в традиционных ритмах.
  • Финальный аккорд — 31 августа — принадлежит Московскому квартету «Брасс Пульс»: виртуозы медных духовых, включая легендарного Аркадия Шилклопера, представят камерную музыку от Баха до современных авторов, где каждый инструмент ведет свой выразительный диалог.

Также в программе фестиваля — мастер-шоу по ниваки: шесть ландшафтных дизайнеров будут создавать живые скульптуры из деревьев под чутким руководством гуру этого искусства Романа Голомолзина и Анны Кмитиной.

Не пропустите и День комнатных растений: состоятся обмен цветами и лекции по домашнему садоводству. Для профессионалов запланирован научно-практический семинар «Дендропарк в городе», а любители природы смогут прогуляться по Бирюлевскому дендрарию с экскурсией от знатока заповедников столичного мегаполиса.

Фестиваль исторических садов в «Царицыне» в 2025 году пройдет с 22 по 31 августа. В будни площадка будет работать с 10:00 до 19:30, в выходные — с 10:00 до 20:00.

Вход на фестиваль и концертную программу свободный, а на мастер-классы и экскурсии понадобится регистрация или билет.

Ближайший вход — через Оранжерейные ворота, КПП №9, станция метро «Орехово».

Копировать ссылкуСкопировано