В Пермском крае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против сети кафе «Wаурма» из-за незаконного использования товарного знака компании McDonald's. Об этом сообщается на сайте регионального управления ведомства.
- Причиной разбирательства послужило незаконное использование логотипа McDonald's в нескольких кафе в Перми.
- По мнению ФАС, в логотипе «Wаурмы» используется «перевернутая буква «M» с закругленными вершинами», которая сходна с товарным знаком международной сети быстрого питания «до степени смешения».
- ФАС уточнила, что в России право на использование подобного логотипа принадлежит ЗАО «Москва – Макдоналдс». В Пермском крае его может использовать только ООО «Региональная сеть предприятий питания», которая на основании договора занимается развитием бизнеса под брендом «Макдоналдс» в нескольких регионах России.
- Против владельцев «Wаурмы» возбудили дело по п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Ответственность за его нарушение прописана в Кодексе об административных правонарушений (КоАП).
Как наказывают в России за незаконное использование логотипа
Согласно ст. 1484 Гражданского кодекса России (ГК РФ), товарный знак — это интеллектуальная собственность юридических лиц и предприятий, обладающих исключительным правом на ее использование для брендирования товаров. Другим организациям запрещено использовать зарегистрированные товарные знаки и сходные с ними обозначения без разрешения правообладателя.
- Нарушение этого закона может быть расценено как недобросовестная конкуренция в соответствии со ст. 14.33 Кодекса об административных нарушениях России (КоАП РФ). Физлицам за это грозит штраф в размере 20 тыс. рублей либо дисквалификация (запрет на определенную деятельность) на срок до 3 лет. Юридическим лицам придется заплатить от одной сотой до пятнадцати сотых выручки от реализации товара с незаконным логотипом (но не менее 100 тыс. рублей).
- Если незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений совершено неоднократно или с ущербом для правообладателя в размере более чем 250 тыс. рублей — за это грозит ответственность в соответствии со ст. 180 Уголовного кодекса России (УК РФ). Ответчик может понести наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 180 тыс. рублей.
Громкие иски из-за использования логотипов
- В сентябре 2020 года сеть магазинов часов и ювелирных украшений AllTime подала в суд на «Сбер» из-за нового логотипа банка. В торговой сети его посчитали схожим со своим товарным знаком: на обоих лого изображены циферблаты. AllTime потребовала запретить Сберу использовать новый логотип, а также взыскать с него 1 млрд рублей в качестве компенсации. В ноябре Арбитражный суд Москвы вернул AllTime ее иск. Причиной возврата стало то, что истец не прикрепил к иску уведомление о направлении Сбербанку его копии, а также не приложил документы, подтверждающие уплату госпошлины.
- В августе Apple подала в суд на компанию Prepear. По мнению юристов ИТ-гиганта, логотип ее приложения с изображением зеленой груши слишком напоминает лого Apple c надкусанным яблоком. Позднее компании урегулировали вопрос. Prepear сохранила свой логотип, изменив по просьбе Apple форму листа на черенке фрукта.