В ближайшее время в Госдуму внесут законопроект, регламентирующий работу крупных международных ИТ-компаний в России, сообщил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Иностранные информационные ресурсы с ежедневной аудиторией более 500 тыс. человек обяжут открывать филиалы в России.
- Представительства компаний «должны в полном объеме представлять интересы и отвечать за их деятельность, в том числе в государственных и судебных инстанциях», отметил Хинштейн.
- По его словам, многие крупные ИТ-компании злоупотребляют своим монопольным положением и нарушают требования российского законодательства, связанные с распространением общественно опасной информации (к ней относятся детская порнография, материалы о суициде и наркотиках, пропаганда терроризма и экстремизма). Однако предъявить им претензию невозможно, либо потому что у них нет представительств в России, либо потому что их «дочки» не несут ответственности за действия и политику головных холдингов.
- Как рассказал член комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин, законопроект предполагает создание цифровой платформы для обмена юридически значимой информацией с иностранными ИТ-компаниями, ведущими бизнес в России. Они должны создать там личный кабинет, в котором будут получать различные уведомления от государственных органов.
- Впервые о разработке подобного законопроекта сообщил «Коммерсант» в марте 2021 года. Согласно опубликованному тогда проекту документа, ИТ-компаниям нужно будет открыть свои представительства в России, в том числе для того, чтобы платить налоги.
- После принятия закона у ИТ-гигантов будет месяц на перерегистрацию, в противном случае им будет грозить ответственность.
Какие меры предлагают в отношении компаний-нарушителей
- В случае отказа открыть филиал в России предлагается информировать пользователей интернет-ресурса о нарушении им законодательства РФ.
- Также компаниям могут запретить рекламировать себя и размещать рекламу на своих ресурсах.
- Еще одна возможная мера — эмбарго на проведение платежей в адрес интернет-ресурса.
- Также компании могут запретить сбор персональных данных и их последующую передачу за рубеж. Сейчас они обязаны хранить данные российских пользователей на серверах внутри страны. Однако фактически ИТ-гиганты это требование не выполняют, за что получают многомиллионные штрафы.
Кого коснутся новые требования
Законопроект коснется компаний, которые распространяют информацию на русском языке, запускают рекламу, ориентированную на россиян, а также получают прибыль от деятельности в стране.
По словам депутата Горелкина, новые правила будут распространяться на Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google AdWords, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram, Steam, World Of Tanks.
Офисы каких зарубежных ИТ-компаний уже есть в России
К настоящему времени многие иностранные информационные ресурсы уже открыли свои представительства в Москве. Некоторые работают в столице уже больше 10 лет. Однако они не обязаны в полной мере представлять интересы материнской компании, так как фактически являются отдельными юрлицами.
- С 2010 года в Москве появилось представительство Google, которому принадлежит YouTube и Google AdWords.
- В 2017-м в российской столице открылся офис белорусской компании Wargaming, которая выпустила популярную игру World of Tanks.
- В сентябре 2019-го в Москве заработало представительство китайской компании ByteDance, которой принадлежит популярная социальная сеть TikTok. Открытие офиса было необходимо для закрепления на российском рынке и упрощения взаимодействия с Роскомнадзором, отметили эксперты.
- Вопреки заявлениям бывших сотрудников Telegram, что часть команды мессенджера работает из дома Зингера в Санкт-Петербурге, в России нет официального представительства компании.
- Twitter сократил единственного сотрудника в России в 2016 году из-за плохих финансовых результатов.