Успешное развитие велоинфраструктуры во время пандемии COVID-19 побудило многие города Европы к дальнейшему ее расширению. Об этом пишет The Guardian.
- По данным издания, во время глобального локдауна сотни городов изменили конфигурацию своих улиц для пешеходов и велосипедистов, чтобы способствовать социальному дистанцированию горожан и снижению выбросов от автомобилей.
- В Европейской федерации велосипедистов (ECF) подсчитали, что в 2020 году европейские города потратили €1 млрд на велосипедизацию населения в связи с коронавирусом. В частности, было проложено порядка 1 тыс. км велодорожек, а также приняты меры по замедлению дорожного движения и освобождению некоторых улиц от автомобилей.
- Во время пандемии в испанской Барселоне использование общественного транспорта сократилось на 50%, а личных автомобилей — лишь на 10%. Это привело к многочисленным пробкам. Чтобы побудить людей пересесть на велосипеды, летом 2020 года в Барселоне проложили 13 миль (более 20 км) новых велополос и сейчас заканчивают работы на дополнительных 4 милях (порядка 6 км). На данный момент в Барселоне на велосипедах ездят на 10% чаще в сравнении с допандемийным периодом. Власти города намерены расширить общую сеть веломаршрутов до 190 миль (порядка 306 км) к 2024 году.
- К ноябрю 2020 года велосипедный маршрут на Корсо Буэнос-Айрес, одной из главных улиц итальянского Милана, оказался самым загруженным в городе. Его использовали до 10 тыс. велосипедистов каждый день, что оказалось на 122% больше, чем за несколько месяцев до этого. В апреле 2020 года в Милане также запустили программу Strade Aperte. Изначально она предполагала создание 22 миль (около 35 км) новых защищенных велосипедных полос и пешеходных зон. Сейчас программу расширили до 42 миль (почти 68 км), а к лету 2021 года планируют увеличить ее до 62 миль (около 100 км).
- С весны 2020 года в Париже велотрафик вырос на 70%. 31 миля (около 50 км) велодорожек, которые временно появились в связи с коронавирусом, должны стать постоянными, а велосипедная сеть в целом — расшириться. По данным опроса, этого хотели бы 62% горожан.
- С начала пандемии в Лондоне создали или начали прокладывать 62 мили (порядка 100 км) велодорожек. По данным городского транспортного управления Transport for London, к январю количество поездок на велосипеде во Внешнем Лондоне увеличилось на 22% по сравнению с 2019 годом. Кроме того, с апреля по июнь 2020 года почти половина всех передвижений по Лондону была совершена на велосипеде или пешком. До пандемии показатель равнялся 29%.
Общественный запрос на велосипедизацию
Опрос, проведенный в июне 2020 года среди жителей 21 европейского города, выявил значительный запрос на развитие велосипедной и пешеходной инфраструктур.
- 64% респондентов заявили, что не хотят возвращаться к высоким уровням загрязнения воздуха, которые наблюдались в городах до пандемии. Три четверти опрошенных готовы для этого перераспределить общественное пространство от автомобилей в пользу активного передвижения по улицам.
- 21% заявили, что планируют больше ездить на велосипеде и после локдауна, а 35% — больше ходить пешком.
Коронакризис и спрос на велосипеды
Во время пандемии в ряде мировых стран был отмечен ажиотажный спрос на велосипеды.
- По итогам марта 2020 года в США их продажи выросли на 39% в сравнении с мартом 2019 года. При этом скачок спроса наблюдался не только в городах с развитой велокультурой, но и в более автомобилизированных городах, таких как Хьюстон или Лос-Анджелес. Исследование, проведенное весной 2020 года Национальной ассоциацией велосипедных дилеров США, показало, что 83% магазинов беспокоилось из-за возможной нехватки велосипедов на складах.
- Высокий спрос на велосипеды также отмечали в Великобритании и Австралии. Так, ряд дилерских центров в Сиднее сообщал о росте апрельских продаж на 28%, а велотрейдеры Великобритании к концу весны оценивали объем предзаказа велосипедов в 20 тыс. штук.
- По данным интернет-магазина Wildberries, в мае 2020 года продажи велосипедов в России выросли в 44 раза. В пресс-службе российского производителя велосипедов Forward также отмечали, что с января по май 2020 года предприятие успело выпустить 90% от всего объема продукции в 2019 году.
Фото обложки: imago images / Matteo Gribaudi / TASS