Мир в огнеДетали

Европа переходит на «нечисто-чистое» топливо: что такое e-fuel и как его будут использовать

В ЕС установят правила использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, которые работают исключительно на электротопливе.

Сторонники e-fuel называют его полностью «чистым», однако критики отмечают, что количество вредных выбросов от его сжигания сопоставимо с выбросами при использовании бензина и дизельного топлива.

Что происходит

  • Германия — «родина» Volkswagen, Mercedes-Benz и других крупных автопроизводителей — уже несколько месяцев подряд отстаивает возможность использования машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Теперь в ЕС намерены ратифицировать эту инициативу: Еврокомиссия уже подготовила законопроект, регулирующий производство и продажу новых автомобилей с ДВС, которые работают на электротопливе.
  • Согласно документу, с которым ознакомился Bloomberg, производители автомобилей должны оснастить все транспортные средства, использующие электротопливо, специальными «мониторами контроля заправки», чтобы они не могли работать на каких-либо других видах топлива. 
  • Кроме того, автопроизводители должны обеспечить защиту системы контроля от «несанкционированного доступа и мошенничества»: если двигатель заправят углеродным топливом, автомобиль просто не заведется. 
  • В документе также утверждается, что использование электротоплива — топлива небиологического происхождения — приведет к сокращению выбросов парниковых газов. 

Как это работает

  • Электротопливо, e-fuel, или е-топливо — это синтетический аналог топлива с той же базовой химической структурой. Его производят из водорода и углекислого газа, улавливаемых из атмосферы. При изготовлении е-топлива не используют нефтепродукты (бензин, дизель) или уголь. 
  • При производстве электротоплива применяют электричество от возобновляемых источников энергии (солнечная и ветроэнергетика). Оно подходит для двигателей внутреннего сгорания и считается климатически нейтральным: если при добыче и использовании бензина, например, выделяется углекислый газ, то e-fuel получают более экологичным способом. 
  • Поскольку е-топливо — аналог обычного бензина или дизельного топлива, для его транспортировки можно использовать существующую инфраструктуру — трубопроводы и сети АЗС. 
  • Сторонники электротоплива называют его полностью «чистым», но на самом деле это не так, пишет CNN: в процессе сжигания e-fuel в атмосферу выбрасывается такое же количество загрязняющих веществ, что и при сжигании обычного ископаемого топлива. «Зеленые» характеристики е-топлива относятся исключительно к процессу его производства, отмечают эксперты. Кроме того, сегодня электротопливо не производится в больших масштабах, а процесс его изготовления требует большого количества возобновляемой энергии, а потому является «слишком дорогостоящим». 

История вопроса

  • Евросоюз запланировал отказаться от автомобилей с ДВС еще летом 2021 года. В июне 2022-го отказ от таких машин согласовал Совет ЕС. Инициатива предполагала снижение выбросов углерода к 2030 году до 55% для легковых автомобилей и до 50% для грузовых. К 2035-му этот показатель должен достичь 100% для новых машин, то есть в ЕС будут производить и продавать только те автомобили, которые не выделяют CO2
  • В октябре 2022-го Европарламент и национальные власти договорились с 2035 года запретить регистрацию на территории ЕС новых автомобилей, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Это фактически означало прекращение выпуска автомобилей с ДВС. Ратифицировать соответствующий документ страны должны были в марте 2023-го. 
  • Однако Германия обратилась в Еврокомиссию с требованием не распространять запрет на автомобили, работающие на синтетическом топливе. К Германии присоединилась и Италия: власти этих стран озаботились судьбой тысяч работников этой отрасли. Например, в автомобильной промышленности Германии заняты около 800 тыс. человек, а годовая выручка сектора — порядка €411 млрд. 
  • Под давлением Берлина и еще нескольких столиц 21 марта 2023-го Еврокомиссия зарегистрировала законопроект, который разрешает продажу новых автомобилей с ДВС, модифицированными для работы только на электронном топливе. А 25 марта Der Spiegel сообщило, что Германия получила разрешение на регистрацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, заправляемыми е-топливом и после 2035 года.

Контекст

  • Новый законопроект, устанавливающий правила использования автомобилей с ДВС, обсуждают на фоне явного отступления Европы от собственных климатических целей. 
  • Например, ранее СМИ выяснили, что Великобритания намерена продлить ранее намеченный срок отказа от газовых водонагревателей и автомобилей с ДВС на 5 лет — до 2035 года.
  • Отстает от европейских климатических целей и Германия. ФРГ, которую эксперты относят к числу крупнейших загрязнителей окружающей среды в Европе — к 2030 году не сможет сократить выбросы парниковых газов на 65%. В частности, строительный сектор Германии к 2030 году будет выбрасывать на 35 млн тонн CO2 больше запланированных показателей, а в транспортном секторе превышение достигнет 191 млн тонн.  
  • Италия планирует достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Однако страна в значительной степени зависит от ввозимого ископаемого топлива, а производство экологически чистой энергии в Италии в последние 10 лет «развивается очень медленно», пишет The Guardian. 
Копировать ссылкуСкопировано