Выставка: «Елена Фабиановна Гнесина и Москва»
Даты: до 16 февраля 2025
Адрес: Столешников пер., дом 9, стр. 5
Хронология жизни Елены Фабиановны и семьи Гнесиных

Первое, что бросается в глаза на выставке, — большая хронология жизни семьи Гнесиных, представленная на стене. Елена Фабиановна была четвертым ребенком в большой семье Фабиана Осиповича Гнесина, занимавшего должность казенного раввина в Ростове-на-Дону, и его жены Беллы Исаевны. Они вырастили четырех сыновей и пять дочерей. Шестеро из них — Евгения, Елена, Мария, Елизавета, Ольга и Михаил — сыграли важную роль в истории музыкальной культуры и профессионального музыкального образования России. На стене вы сможете рассмотреть поближе особо важные документы — выписку из метрической книги Ростова-на-Дону о рождении Елены-Розы Гнесиной, прошение Евгении Гнесиной о принятии в Консерваторию ее сестры Елены Гнесиной, а также редкие фотографии родителей и их детей.
Вывеска «Музыкальное училище имени Е. и М. Гнесиных»

История музыкальных учебных учреждений Гнесиных началась именно с этой вывески. Она заняла место на одноэтажном деревянном доме в Гагаринском переулке, напротив Хрущевского переулка. Именно здесь, получив дипломы об окончании Консерватории, три старшие сестры — Евгения, Елена и Мария — открыли свою музыкальную школу.
Тогда же учреждение получило официальное название «Училище Е. и М. Гнесиных», а датой его основания принято считать 15 февраля (2-го по старому стилю) 1895 года — день, когда к Гнесиным пришла первая ученица — Вера Блюменфельд.
Макет рабочего кабинета Елены Фабиановны внутри Академии имени Гнесиных

Рядом с фортепиано вы сможете найти небольшой макет рабочего кабинета Елены Фабиановны. Он повторяет обстановку, в которой она работала, проводила занятия с учениками-пианистами, а также принимала гостей. Интересно, что на макете в центре кабинета — сразу два рояля. На этих инструментах играли многие пианисты. Черный рояль принадлежал выдающемуся русскому критику, профессору Московской консерватории Николаю Кашкину, который посоветовал сестрам Гнесиным организовать свое учебное заведение. А коричневый рояль, как рассказывала Елена Фабиановна, она приобрела по выбору Сергея Рахманинова.
Бюст Елены Гнесиной работы Льва Кербеля

Этот бюст помогает представить, как выглядела Елена Фабиановна. Он был выполнен из белого гипса в 1951 году и является одним из вариантов скульптурного портрета, над которым работал автор (второй находится в Российском национальном музее музыки). Бюст располагается в ее кабинете на шкафу, по соседству со скульптурой Ольги Гнесиной и немецкими скульптурами Моцарта со скрипкой и Шопена.