КапиталДетали

Эксперты ВШЭ заявили о необходимости законодательно закрепить платформенную занятость. Что это значит и почему это важно

Речь идет о курьерах и таксистах, выполняющих заказы для интернет-платформ, которые не имеют трудовых прав и социальных гарантий. В западных странах власти уже обязали агрегаторов оформлять таких сотрудников официально.


В России необходимо законодательно закрепить так называемый «платформенный» формат занятости — когда человек становится не наемным сотрудником, а посредником между интернет-платформой и получателем услуг. Так считают аналитики Высшей школы экономики (ВШЭ), пишет РБК.

Исследование проводилось с участием представителей Ozon, «Ситимобила», «Яндекс.Такси», а также нескольких министерств и ведомств.

Детали

Взаимодействие между крупными агрегаторами и наемными работниками стало особенно актуальным во время пандемии. Самыми популярными профессиями в этой сфере стали курьеры, таксисты, грузчики, а также онлайн-преподаватели.

Однако большинство таких сотрудников остаются законодательно не защищенными, многие работают нелегально, отметили эксперты ВШЭ.

По их словам, это происходит из-за того, что платформенная занятость не вписывается в рамки существующего законодательства РФ. В результате работник не имеет трудовых прав и социального обеспечения. Кроме того, до сих пор непонятно, сколько именно людей заняты в работе через интернет-платформы, заявили представители ВШЭ.

  • Эксперты предлагают выделить всех людей, занятых на выполнении заказов интернет-агрегаторов, в отдельную категорию — «независимые работники».
  • Такие сотрудники будут иметь право на коллективное представительство интересов и социальное обеспечение. Оформлять страховку работникам могут сами платформы при участии государства.
  • При этом необходимо будет разделить платформенную занятость на несколько типов и создать для каждого из них свои правила труда, в зависимости от направления.

Сейчас в России сотрудников, выполняющих работу по заказу агрегаторов, оформляют только двумя способами: в качестве индивидуальных предпринимателей либо в качестве самозанятых. Есть и те, кто работает без оформления. Во ВШЭ отмечают, что, по сути, таких работников можно называть «фиктивно занятыми», поскольку они теряют возможность защищать свои трудовые права. 

О гиг-экономике

Гиг-экономика (от англ. gig — временная работа) — это формат занятости, при котором работодатель не нанимает в штат специалиста, а приглашает со стороны, чтобы решить поставленную перед ним задачу в короткие сроки. Так работают крупные агрегаторы такси и интернет-магазины. К этой же категории относятся и платформы, соединяющие заказчиков и исполнителей (Airbnb, Profi.ru, YouDo и другие).

Сейчас фрилансеры, по оценкам экспертов, занимают около 30% трудоспособного населения. По прогнозам Financial Times, к 2050 году этот показатель может вырасти до 83%.

Среди достоинств такой занятости для бизнеса — экономия времени на поиск сотрудника и быстрое решение задач (не нужно ждать, пока человек пройдет все собеседования, уволится с предыдущего места работы и пр.), для фрилансера — свободный график и возможность управлять доходом. Среди недостатков — отсутствие социальных гарантий и необходимость постоянно искать новые проекты.

Где платформы несут ответственность за сотрудников

Некоторые интернет-агрегаторы в мире уже начали официально нести ответственность за сотрудников.

  • В январе 2020 года в Калифорнии вступил в силу закон, защищающий права подрядчиков, работающих по договорам с интернет-агрегаторами. Согласно закону, работодатель обязан выплачивать отчисления в страховой фонд, платить сотруднику минимальную заработную плату, покрывать расходы на лечение в случае производственной травмы и так далее.
  • В феврале 2020 года Верховный суд Канады признал курьеров крупного интернет-агрегатора Foodora так называемыми «зависимыми подрядчиками» и разрешил им объединяться в профсоюзы. 
  • В марте 2021 года Uber в Великобритании заявил, что официально примет на работу более 70 тыс. водителей. На такой шаг компания решилась из-за решения Верховного суда королевства. Он постановил, что водители Uber не являются самозанятыми и должны быть официально трудоустроены.
Копировать ссылкуСкопировано