Мир в огнеДетали

Экс-глава Audi получил условный срок и штраф в размере €1,1 млн по делу о «Дизельгейте». Какие автоконцерны врут о своей экологичности

Речь идет об обвинениях в сторону автоконцерна Volkswagen (в который входит Audi) в подделке показателей по вредным выбросам.

Руперт Штадлер признал вину, чтобы получить условный срок. До этого он годами ее отрицал.

Что произошло

Суд в Мюнхене приговорил экс-главу Audi Руперта Штадлера почти к 2 годам условного срока по делу о «Дизельгейте», его также обязали выплатить штраф в размере €1,1 млн.

История вопроса

В 2015-м Volkswagen (в который входит Audi) обвинили в том, что он установил на свои автомобили ПО, которое в десятки раз занижало данные о вредных выбросах машин марки.

Досье

После «Дизельгейта» немецкий концерн взял курс на электрификацию модельного ряда.

Контекст

Обвинения в мошенничестве с данными о выбросах двигателей выдвигали и в отношении других концернов. Например, в 2018-м стало известно, что Subaru десятилетиями проводил тесты на экологичность двигателей с нарушениями.

Что произошло

Экс-глава Audi Руперт Штадлер получил условный срок и штраф в размере €1,1 млн по делу о «Дизельгейте». Речь идет об обвинениях в сторону автоконцерна Volkswagen в подделке показателей по вредным выбросам. До этого Штадлер годами отрицал свою вину, пишет Reuters.

  • За «мошенничество по неосторожности» Мюнхенский суд приговорил бывшего главу Audi к 1 году и 9 месяцам условно. Деньги, которые должен выплатить Штадлер, поступят в государственную казну и некоммерческие организации.
  • В мае 2023 года немецкое издание Focus Online сообщило, что Руперт признал свою вину, чтобы получить условный срок. Аналогичным образом поступили глава отдела по разработке двигателей в Audi и два его старших инженера, которые проектировали ПО.
  • В результате обвиняемые также получили условное наказание: двое — 2 года и штраф €400 тыс., еще один — 1 год и 9 месяцев и штраф в €50 тыс.

История вопроса

  • Расследование по делу о «Дизельгейте» началось в 2015 году. Тогда американские власти обвинили немецкий концерн в том, что он при проведении тестирования установил на свои автомобили программное обеспечение, которое в десятки раз занижало данные о вредных выбросах автомобилей с дизельными двигателями. Речь шла о 500 тыс. машин моделей Volkswagen Jetta, Beetle, Golf, Passat и Audi A3.
  • При этом экоповестка занимала важное место в рекламной кампании автоконцерна. В результате скандала Volkswagen потерял треть своей капитализации за 2 дня, в отставку ушел его глава Мартин Винтеркорн. 
  • Руперта Штадлера задержали в 2018 году. Предполагалось, что он может скрывать улики по делу. После ареста Штадлера отстранили от должности. В том же году его выпустили под залог, но продолжали считать подозреваемым.
  • Суд отмечал, что Штадлер должен был признать наличие манипуляций сразу после начала расследований, но позволил продавать машины вплоть до начала 2018 года. Это значило, что Руперту за нарушения грозит тюремный срок. 

В цифрах

  • В результате Volkswagen признал факт манипуляции с данными и заплатил в США $18 млрд штрафов и компенсаций: на фоне скандала свыше 86% владельцев автомобилей фирмы предпочли, чтобы концерн выкупил их автомобили, или расторгли договор аренды. В Австралии компании пришлось заплатить 57 тыс. потребителей почти €80 млн. 
  • В 2020-м Reuters подсчитал убытки Volkswagen из-за скандала, связанного с «Дизельгейтом»‎. Агентство оценило их в €35 млрд. В 2021 году компания сообщила, что в связи со скандалом компания требует денежной компенсации от Мартина Винтеркорна и Руперта Штадлера.
  • После «Дизельгейта» немецкий концерн взял курс на электрификацию модельного ряда, пообещав вложить €20 млрд в постройку шести заводов в Европе и двух в США, которые займутся выпуском батарей для электромобилей. 

Контекст

Обвинения в мошенничестве с данными о выбросах двигателей выдвигали и в отношении других концернов.

  • Например, в 2018 году стало известно, что Subaru десятилетиями проводил тесты на экологичность двигателей с нарушениями. В результате скандала президенту автоконцерна Subaru Ясуюки Йоcинаге пришлось уйти в отставку.
  • Также в 2018 году власти Японии обвинили Suzuki, Mazda и Yamaha в намеренном искажении данных об уровне вредных выбросов и потреблении горючего. В компаниях признали, что оценивали потребление топлива и выбросы с нарушениями в методиках измерения.
  • Аналогичные обвинения прозвучали и в адрес концерна Daimler AG, а также его дочерней компании Mercedes-Benz. В результате в США их оштрафовали на $1,5 млрд. При этом факт использования ПО, скрывающего реальные данные, производитель не признал.
Копировать ссылкуСкопировано