Правила игрыДетали

Дорожные знаки и четкие правила: как изменится рынок аренды электросамокатов в этом году и станет ли безопаснее на дорогах

Рынок кикшеринга (аренды электросамокатов) в России в ближайшие годы продолжит активное развитие, считают аналитики.

Самокатов на улицах станет больше, а поездки на них — безопаснее для всех участников движения.

В цифрах

Рынок кикшеринга (аренды электросамокатов) в РФ вырастет к 2025 году втрое по сравнению с 2022-м и достигнет 39,5 млрд рублей, подсчитал портал «Трушеринг». 

Действующие лица

Всего в России на этом рынке работает около 40 компаний, ключевые из них — три оператора: «Яндекс Go», Whoosh и «Юрент». 

За чем следить

С 1 марта 2023-го в РФ вступают в силу поправки в ПДД, в которых впервые будет обозначен статус водителя электросамоката.

Контекст

Долгое время нормы ПДД для электросамокатов на федеральном уровне отсутствовали, и каждый регион устанавливал нормы работы с самокатами индивидуально.

В цифрах

  • Рынок кикшеринга (аренды электросамокатов) в России в 2022 году продолжил активное развитие. Его объем в прошлом году составил 13,3 млрд рублей, превысив показатели 2021-го на 64% (ранее, в 2021 году, рынок вырос в 3,2 раза к 2020 году), подсчитал портал о городских сервисах «Трушеринг». 
  • Ожидается, что к 2025 году рынок вырастет втрое по сравнению с 2022-м и достигнет 39,5 млрд рублей.
  • К 2025 году общий парк кикшеринговых сервисов составит 439 тыс. самокатов, прогнозируют аналитики. Клиентская база увеличится до 32,5 млн пользователей, говорится в исследовании.
  • Сегмент вырастет за счет расширения парка самокатов, а также региональной экспансии. Сейчас из 168 городов в России, где живет больше 100 тыс. человек, кикшеринг работает в 137, то есть сервис может запуститься еще в 31 городе РФ. Потенциал роста аудитории в таких городах составляет 2,9 млн человек, подсчитал «Трушеринг».
  • Сервисами кикшеринга в России в 2022 году пользовалось порядка 15,5 млн человек, за год они совершили около 103,5 млн поездок. В 2025 году эта цифра увеличится и составит от 280 млн до 460 млн поездок.
  • Сервис также составил портрет типичного пользователя — это мужчина в возрасте около 30 лет, который работает в офисе.
  • Средняя стоимость за минуту поездки составила 7,3 рубля. Средняя выручка на пользователя в сезон — 858 рублей. Средняя продолжительность поездки — почти 18 минут, ее средняя стоимость — 128 рублей.

Действующие лица

Всего в стране работает около 40 компаний, но ключевых операторов на рынке всего три — «Яндекс Go», Whoosh и «Юрент», на них в 2022 году пришлось 94% рынка. 

У Whoosh — 11,9 млн зарегистрированных пользователей, сервис работает в 37 городах. 

  • Парк самокатов компании на конец 2022 года составил 81,8 тыс. единиц, в 2023 году группа планирует увеличить его на 55% — до 127 тыс. Whoosh использует самокаты Ninebot MAX Plus и OKAI ES 600. 
  • В конце прошлого года сервис сообщил, что намерен создать самокат собственной сборки Whoosh Scooter v0.1 и представить его в 2024–2025 годах. Модель планируют оснастить системой компьютерного зрения — она позволит определять препятствия и предупреждать о них водителя, а также будет анализировать поездку и подскажет водителю, если он нарушает правила безопасности.
  • Также в 2023 году компания рассчитывает добавить в парк новую модель на базе Ninebot.
  • Кроме того, в 2022 году Whoosh начал тестировать систему, способную определить, что человек на самокате едет не один. Поездки вдвоем запрещены правилами, но некоторые пользователи игнорируют запрет.

У «Юрента» — 9 млн пользователей, сервис работает в 120 городах.

  • Большая часть парка компании (85 тыс. самокатов по данным 2022 года) состоит из моделей Ninebot Max Plus и OKAI 200. 
  • В феврале «Юрент» представил свой новый самокат с поворотниками, холдерами для телефона с беспроводной зарядкой и увеличенными колесами для более плавной езды на неровных участках. Первые самокаты появились в Сочи, с начала сезона новинкой пополнится парк в Москве. 

«Яндекс Go», который работает в четырех российских городах (в Москве, Санкт-Петербурге, Туле и Краснодаре), не раскрывает данные о количестве пользователей. Его парк состоит из самокатов последней модели Ninebot Max Plus 2022 года выпуска. 

  • В конце прошлого года «Яндекс» также представил первый собственный электросамокат, он пополнит парк компании весной 2023 года. Новая версия получила множество изменений, включая широкую и короткую платформу, которая не позволит ехать на самокате вдвоем. Руль также стал шире, радиус поворота — меньше, это поможет маневрировать на узких улицах.
  • С новыми самокатами «Яндекс» рассчитывает к весне вчетверо увеличить свой парк — с 20 тыс. до 70 тыс., сообщил источник компании.

За чем следить

С 1 марта 2023 года в России вступят в силу поправки в ПДД, в которых впервые будет четко обозначен статус водителя электросамоката. 

  • Согласно документу, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры и моноколеса теперь будут считаться «средствами индивидуальной мобильности» (СИМ). Разрешенная максимальная скорость для них — до 25 км в час, а масса — до 35 кг. На электросамокаты должны быть установлены фары и фонари.
  • Движение электросамокатов и других СИМ будет регулироваться специальными дорожными знаками — о разрешении езды, запрете или ограничении. В Москве власти уже сообщили, что их установят этой весной.
  • На человека, который управляет СИМ, не будут распространяться общие обязанности водителей: он не обязан предъявлять документы, а за нарушения будет отвечать как пешеход.
  • В возрасте от 7 до 14 лет на СИМ можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон.
  • В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг и велосипедах нужно двигаться по велосипедным дорожкам, а если их нет, можно двигаться по обочине или по правой стороне проезжей части.

В России также утвердили новый ГОСТ для производства электронных СИМ, он вступил в силу в феврале и является необязательным. Согласно ему, ЭСИМ не должны развивать скорость более 25 км/ч и иметь встроенный пешеходный режим с ограничением до 8 км/ч в определенных зонах. «Яндекс Go», Юрент и Whoosh уже заявили, что все их самокаты соответствуют этим нормам.

Контекст

  • Одной из ключевых проблем кикшеринга долгое время оставалась регуляторика — в законе отсутствовало понятие СИМ (средства индивидуальной мобильности) и связанных с ним норм в ПДД. 
  • Кроме того, регулирование не было закреплено на федеральном уровне, и каждый город и регион устанавливал нормы работы с самокатами индивидуально или не устанавливал их вовсе.
  • Например, в Казани в 2021 году приняли жесткие ограничительные меры в отношении электросамокатов, в 10 раз сократив число парковок для кикшеринга.
  • Кроме того, электросамокаты порой создают угрозу для участников дорожного движения. Например, в Новосибирске региональные СМИ называли электросамокаты опасным и неподходящим для города транспортом. 33,6% опрошенных властями горожан негативно отнеслись к появлению в Новосибирске сервисов по аренде самокатов. Однако некоторые респонденты отметили, что проблема решится, если появится больше велодорожек и люди привыкнут к новому транспорту. «Скорее, здесь нужно некоторое время для того, чтобы перестроиться. Возможно, в свое время автомобилей боялись с такой же силой», — отметил один из жителей.
  • По данным ВЦИОМ, в целом по России 57% опрошенных считают, что скорость самокатов надо ограничить, 33% — что им нужно запретить ездить по тротуарам, а 21% респондентов предложили ввести отдельную категорию прав для электросамокатов.
  • В МВД России в 2022 году подсчитали, что в ДТП с электросамокатами в России гибнет по человеку в месяц. 
  • Однако, по данным группы «Ренессанс страхование», рост популярности кикшеринга в стране не сопровождается значительным увеличением количества аварий. В 2022 году поездки на самокатах страховали на 70% чаще, чем в 2021-м, при этом количество ДТП не изменилось за аналогичный период и составило существенно ниже 1% от общего числа поездок. А в общем числе несчастных случаев, произошедших с пользователями кикшеринга, преобладают травмы легкой и средней тяжести. 
  • Мэр Москвы Сергей Собянин в 2021 году отметил, что горожане получают травмы не только от электросамокатов, а также от велосипедов и в результате ДТП на дорогах. «В общем травматизме самокаты занимают самую маленькую нишу. Просто они стали заметными, и пошла волна, что это страшная опасность», — заявил он. Мэр также добавил, что электросамокаты порой вызывают дискомфорт у автомобилистов — но не сильнее, чем мотоциклисты и велосипедисты.

Фото обложки: Антон Новодережкин / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано