КапиталДетали

Дорогие и узнаваемые: какие бренды вошли в топ-100 самых дорогих и почему китайского гиганта Alibaba не включили в рейтинг

Тройка лидеров рейтинга самых дорогих брендов не изменилась с прошлого года: это по-прежнему Apple, Microsoft и Amazon. Однако аналитики агентства Interbrand отмечают, что наступил период стагнации: общая стоимость брендов из топ-100 выросла только на 5,7% — до $3,3 трлн. 

Что произошло

  • Американское консалтинговое агентство Interbrand опубликовало ежегодный рейтинг самых дорогих брендов. Первая тройка Best Global Brands в 2023 году осталась неизменной: в списке лидирует Apple, стоимость бренда оценивается в $502,7 млрд (рост на 4% год к году). 
  • Apple занимает первую строчку рейтинга 11-й год подряд, а в 2023-м оценочная стоимость бренда впервые в истории преодолела отметку в $500 млрд.
  • На втором месте — Microsoft ($316,7 млрд, +14%), на третьем — Amazon ($276,9 млрд, +1%). 
  • В топ-10 также вошли Google, Samsung, Toyota, Mercedes, Coca-Cola, Nike и BMW. А замыкают сотню самых дорогих брендов Johnson & Johnson, Sephora, Nespresso, Heineken и Canon.

Как это работает

  • Первый рейтинг компания Interbrand представила в 1988-м. С тех пор аналитики ежегодно оценивают финансовые показатели компаний, узнаваемость их бренда, а также его конкурентоспособность на рынке. 
  • На сайте Interbrand говорится, что компания попадает в рейтинг, только если она «успешно преодолела географические и культурные границы, охватила признанные экономические центры мира и вышла на основные рынки». Из-за строгости критериев, по которым Interbrand проводит оценку, многие крупные бренды не попадают в этот список, среди аутсайдеров оказался даже китайский гигант Alibaba. 
  • Так, по меньшей мере 30% выручки компании должно приходиться на регионы за пределами страны, в которой она основана. Еще одно условие — «значительное присутствие» в Азии, Европе и Северной Америке. Кроме того, в открытом доступе должна быть информация о финансовых результатах компании. Этот критерий, например, отсекает многие частные фирмы, которые не публикуют финансовую отчетность. 
  • К слову, Interbrand — не единственная компания, которая измеряет силу и узнаваемость брендов крупнейших компаний. Так, консалтинговая фирма Brand Finance в 2022 году опубликовала список самых сильных нефтегазовых брендов мира: в топ-5 вошли российские «Газпром» и «Лукойл». А в январе 2023-го появился рейтинг самых дорогих брендов планеты Brand Finance Global 500, в котором «Сбер» занял 163-е место, обогнав среди прочих швейцарский Rolex (191-е место), японский Panasonic (209) и шведский Volvo (239).

Детали

  • Самым быстрорастущим брендом в 2023 году стал сервис аренды жилья Airbnb: он подорожал на 21,8% (до $16,3 млрд) и поднялся на восемь позиций в рейтинге — с 54-го на 46-е место. При этом Airbnb включили в Best Global Brands только в 2022 году. В Interbrand отмечают, что рост стоимости связан с увеличением инвестиций в Airbnb и «впечатляющими финансовыми перспективами»: выручка сервиса в 2022 году подскочила на 40% и достигла $8,4 млрд. Ожидается, что в 2023-м рост выручки Airbnb составит 13%. 
  • По итогам года наиболее успешными секторами экономики в Interbrand назвали автомобилестроение и люксовый рынок. За год стоимость автобрендов выросла на 9%. Впервые в топ-10 рейтинга вошел BMW, стоимость которого оценивается в $51,2 млрд. Porsche (47-е место), Hyundai (32-е место) и Ferrari (70-е место) вошли в пятерку самых быстрорастущих брендов. Производитель электромобилей Tesla сохранил свою позицию — 12-е место в рейтинге, — однако компания показала самые скромные темпы роста в сегменте. Стоимость Tesla увеличилась на 4%. Для сравнения: у BMW и Mercedes этот показатель составил 10,4% и 9,5% соответственно. 
  • Стоимость брендов люксового рынка в целом выросла на 6,5%. В частности, в Interbrand отметили Hermès (23-е место) и Dior (76-е место), которые постоянно расширяют список партнеров и выходят за рамки традиционной деятельности, открывая отели и рестораны.

Что говорят

Авторы Best Global Brands отмечают, что после нескольких лет стабильного роста стоимости 100 брендов, вошедших в рейтинг, наступил период стагнации. 

  • В 2022 году общая стоимость брендов выросла на 16%, а в 2023-м этот показатель составил только 5,7% ($3,3 трлн). Среди причин стагнации — сложная экономическая обстановка, «консервативность руководства компаний и неопределенность в видении ближайшего будущего».
  • Аналитики отмечают, что активнее развиваются те компании, которые работают сразу в нескольких секторах. Поэтому Apple и удается удерживать позицию лидера уже более 10 лет. 

Бренд Apple уже нельзя отнести к какому-либо конкретному сектору экономики. Компания представлена на разных рынках: Apple помогает своим клиентам быть на связи, пополнять счета, упрощает их жизнь (Apple Watch позиционируются как устройство для поддержания здоровья) и многое другое. Продвижение по всем направлениям позволило Apple удерживать первое место в рейтинге после того, как компания обошла Coca-Cola в 2013 году. 

Манфреди Рикка
представитель Interbrand
  • В Interbrand считают, что бизнес компаний, которые работают на различных рынках, растет быстрее, и стоимость их брендов показывает такую же динамику. Лучшим в топ-10 по приросту цены стал Microsoft (+14%), на это в том числе повлияла покупка Activision Blizzard.

Благодаря приобретению Activision Blizzard и нашей лидерской позиции в области искусственного интеллекта мы подтверждаем свой статус бренда, которому люди могут доверять и с которым они могут строить свое будущее. 

заявление Microsoft
Копировать ссылкуСкопировано