Что происходит:
Минэкономразвития разработало систему запуска коммерческих беспилотных такси в России.
Детали:
программу разработают совместно с «Яндексом». Машины в ближайшие месяцы появятся на дорогах Москвы, Сочи и Татарстана.
Контекст:
власти и бизнес должны решить некоторые вопросы, связанные с регулированием этой сферы: сейчас движение машины без водителя запрещено.
Мировая практика:
беспилотные автомобили начинают использовать в том числе в Южной Корее, Китае, США и странах ЕС.
Что происходит
Минэкономразвития разработало систему запуска коммерческих беспилотных такси в России. Проект документа опубликовали на сайте regulation.gov.ru. Машины появятся в Москве, Сочи и Иннополисе.
Программу разработают совместно с «Яндексом». Компания будет получать доход от проекта с первого дня запуска программы. Поездки на беспилотниках будут оплачиваться через приложение Yandex.Go.
Детали
Проект подразумевает несколько этапов. Сначала за автомобилем будут вживую наблюдать разработчики, а оператор — вести удаленный мониторинг. Следующий этап предполагает контроль каждой машины только оператором, на третьем — один человек сможет следить сразу за несколькими автомобилями. От одного этапа к другому можно будет перейти только после безаварийной работы беспилотника на протяжении минимум 100 часов.
- Сначала в эксперименте будет участвовать только отделение «Яндекс.Испытания». Другие разработчики смогут присоединиться к программе лишь при условии, что у них есть хотя бы год стажа испытаний беспилотников на улицах городов.
- Автономные такси от остального транспорта будет отличать знак в виде белого треугольника с черной буквой «А» — «Автономное управление», а внутри салона будут указаны контакты техподдержки для пассажиров. Сотрудник ГИБДД сможет остановить такую машину для проверки по звонку оператору. Если в салоне находится водитель-испытатель, он будет нести ответственность за происходящее на дороге.
- В случае аварии компания предоставит в ГИБДД видео со встроенных в авто камер. Ответственность за движение машины несет оператор беспилотника, а разработчик — за техническое состояние и исправность оборудования. На каждый автомобиль будет оформлен полис ОСАГО, а также страховка ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу в пользу третьих лиц. Страховая сумма составит 10 млн рублей на каждую машину. Если нанесенный беспилотником ущерб будет выше, то средства сверх покрытия должен будет оплатить виновник ДТП.
- Точная дата запуска перевозок зависит от того, сколько времени займет процесс согласования программы с Минтрансом, МВД России и правительством регионов, участвующих в эксперименте.
Пока в планах до 1 января 2021 года запустить восемь машин в Иннополисе, а также девять машин в Москве к 2022 году. За 3 года власти собираются вывести на дороги около тысячи беспилотных машин.
По прогнозам Минтранса, запуск беспилотных автомобилей поможет снизить смертность в авариях на российских дорогах на 8% к 2030 году.
Контекст
Сейчас компании-разработчики беспилотников только проводят тестирование автомобилей, использовать такие машины в коммерческих целях запрещено. Прокатиться на беспилотном автомобиле с 2018 года можно в «Сколково».
- Долгое время такие машины даже на тестах не были полностью беспилотными: по закону «О безопасности дорожного движения» в салоне обязательно должен присутствовать водитель, который в случае опасности сможет взять управление на себя.
- Устранить это препятствия позволяет закон об экспериментальных правовых режимах (ЭПР), вступивший в силу в 2021 году. Он разрешает выводить из-под действующих норм законодательства проекты в сфере цифровых инноваций, в том числе беспилотных технологий. Ранее Минтранс подготовил проект закона, в котором закрепят правила для беспилотных автомобилей.
- Кроме «Яндекса» разработкой беспилотных автомобилей в России занимаются КамАЗ, Сбербанк и группа ГАЗ. Эти компании также выступали с инициативой допустить беспилотники до коммерческих перевозок. В прошлом году они согласовали совместный план. Он предполагает, что в стране к октябрю 2021 года будет разрешено тестирование беспилотников в том числе для коммерческих целей, а к декабрю 2023-го запрет на использование автономного транспорта будет полностью снят.
Мировая практика
Беспилотный общественный транспорт внедряют и в других странах.
- В 2016 году первое в мире беспилотное такси запустила в Сингапуре компания nuTonomy. Машины двигались только по территории делового центра и не выезжали в город. Через несколько недель после nuTonomy компания Uber начала использовать в США свое первое беспилотное авто — Ford Fusion.
- В 2017 году в Париже запустили два автономных мини-автобуса по выделенной линии между Лионским вокзалом и вокзалом Аустерлиц.
- Во Флориде в 2018-м начались тесты беспилотного школьного автобуса. Во время испытаний он двигался со скоростью всего 13 км/ч.
- В Китае по пригороду Шэньчжэня курсирует роботакси. Компания AutoX первой в стране стала предлагать поездки в авто без водителей в кабине. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, пассажир сможет связаться со службой поддержки.
- В 2021 году в Корее разработали беспилотную маршрутку, которую можно вызвать через приложение. Предполагается, что в салоне для безопасности будет присутствовать водитель. Проект должны были запустить уже в августе.
- В Испании первый беспилотный транспорт появился в феврале 2021 года. Автобусом управляет искусственный интеллект, который на основе данных о маршруте и с помощью датчиков контролирует движение машины.
Фото обложки: Максим Григорьев/ТАСС