XVII заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» прошло в онлайн-формате, главный политический форум страны лишился кулуаров, за памятные разговоры в которых журналист The Washington Post назвал его «русским Давосом (минус бизнес)». Список зарубежных спикеров сократился вдвое, но мероприятие сохранило высокий уровень представительства российской стороны – на форуме не только выступил председатель правительства Михаил Мишустин, но и сделал целый ряд программных заявлений президент Владимир Путин.
Мы выделили три тенденции «осыпающегося мира» (термин «Валдая»), которые оказывают значимое влияние на стратегию России и ее союзников, и сопоставили их с тезисами первых лиц страны.
Кризис глобальной кооперации
«Государства становятся всё более эгоистичными, повёрнутыми к решению собственных проблем, которые обусловлены вызовами всё более запутанного мира», констатировал Валдайский клуб два года назад. Повсеместное закрытие границ в ответ на распространение коронавируса, случаи перехвата поставок медицинских товаров, предназначавшихся для других стран, подтвердили выводы экспертов.
Судя по докладу этого года, не стали открытием и другие примеры разрушения старого миропорядка: «Всемирное шествие коронавируса лишь … подхлестнуло эрозию международных правил и институтов, но не привнесло в неё чего-либо принципиально нового».
В этом году слабость наднационального регулирования перед лицом глобальных вызовов продемонстрировала ВОЗ. Звучала критика в адрес ВТО и ООН. Последнюю Путин упрекнул в провале «чисто гуманитарной» миссии – приостановления на время пандемии санкций против Ирана, препятствующих закупкам лекарств, медоборудования, доступу к капиталу (даже несмотря на то, что Европа запустила альтернативную систему расчетов для их обхода).
Отказ от старых структур международной кооперации российский президент, впрочем, не приветствует: хотя локальные союзы оказываются эффективнее в согласовании интересов отдельных стран, вопросы климата, кибербезопасности, терроризма требуют глобального взаимодействия.
«Холодная война» в многополярном мире
Конфликту США и Китая были посвящены две сессии, но тема прошла красной нитью через все дискуссии форума, показав, насколько широко распространяется влияние напряженности между странами. «Это противостояние будет долгосрочным, и по этому поводу существует консенсус в двух столицах. Его корни кроются не в идеологии (хотя Вашингтон и пытается придать ему эту окраску), а в изменении баланса сил в пользу Пекина. При этом ни у США, ни у КНР нет заинтересованности в военном конфликте», –– резюмировали организаторы форума. До силовой эскалации конфликт, скорее всего, будет разворачиваться в других сферах –– «киберпространстве, науке и экономике».
«Горячая точка» пока неразрешимых противоречий находится на Тайване. Отказ США «защитить союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе», по мнению экс-премьер-министра Австралии Кевина Радда, будет означать потерю ими влияния в регионе. Недавнее решение Америки поставить Тайбэю оружие на $1,8 млрд при отсутствии официального договора об обороне увеличивает вероятность окончательного отделения острова от Китая (а значит и риск силовой конфронтации), дал понять эксперт Университета Цинхуа Янь Сюэтуна.
Остаться в стороне от противостояния не получится, считает китайский аналитик, и странам, которые выбирают «сингапурскую модель» стратегического сотрудничества с США на фоне тесного экономического взаимодействия с Китаем, будет всё сложнее балансировать между Вашингтоном и Пекином.
Готовность национальных правительств искать вариант компромисса, отличный от Движения неприсоединения, выразили эксперты из Индии, отвоевывающей «стратегическую автономию», и Индонезии. Россия выбрала сторону во многом потому, что Запад не оставил ей другого выбора, пояснил председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Вячеслав Никонов.
Основатель Внешнеполитического сообщества Индонезии (FPCI) Дино Патти Джалал охарактеризовал современный мир как многополярный, но имеющий «полтора лидера». Реплики президента Путина звучали так, будто недостающую «половинку» Китай уже нашел: главы государств «относятся друг к другу с большим доверием», «консультируются по поводу того, что и как надо сделать» и «всегда находят возможность для движения вперёд». Отношения двух стран «достигли беспрецедентно высокого уровня» и даже сотрудничество в военно-технической сфере подразумевает «не только куплю-продажу», но и «обмен технологиями».
Такой подход разительно контрастировал с заявлениями Джеймса Эндрю Льюиса, представлявшего позицию Америки на сессии о «технологической войне». Ключевой эксперт по технологиям Центра стратегических и международных исследований (CSIS, глава – бывший замминистра обороны США) говорил об «осознании ошибки», потере доверия к Китаю в результате систематической кражи интеллектуальной собственности и разработок, в том числе с помощью хакерских атак.
«Политизация» технологий и растущая роль IT-экосистем
До пандемии капитализация нескольких десятков глобальных компаний уже превышала ВВП бедных стран. Ван Вэнь из Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета обратил внимание на то, что в 2020 году стоимость технологических гигантов продолжала расти (оценка Apple поднялась с $900 млн до $1,9 млрд), а ВВП более 170 государств, наоборот, упал. С точки зрения капитала, за который государства конкурируют с коммерческими игроками, «все больше хороших компаний и все меньше хороших стран».
Новая парадигма мировой экономической архитектуры – растущая роль крупнейших транснациональных компаний и их экосистем.
Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Утопия меняющегося мира: как продолжается история»
Вместе с тем, во время пандемии национальное государство укрепилось, его роль в жизни людей значительно выросла. Для молодых людей в Индии основным источником информации является Facebook, но на вопрос, какому источнику сведений о СOVID-19 они доверяют больше всего, они ответили: «государству», рассказал Самир Саран, президент фонда Observer Research Foundation из Нью-Дели. Российский президент в своем выступлении поставил знак равенства между доверием граждан и силой государства.
Вмешательство правительств в дела и сервисы компаний будет усиливаться с ростом их социальной значимости, способности влиять на доверие граждан. Предоставление корпоративными платформами услуг, ранее контролируемых государством (например, эмиссия платежных средств – криптовалют), доступ к данным пользователей за пределами юрисдикции разработчика создают новые риски, к которым придется адаптироваться не только правительствам, но и всей архитектуре глобального управления.
США и Китай наращивают отрыв от других технологически продвинутых стран, их конкуренция в IT политизируется. Россия отстает по ряду ключевых технологий, кроме того, небольшой внутренний рынок делает многие проекты нерентабельными. Но концентрация на исторически сильных отраслях (атомные, военные, космические технологии) и стратегическая специализация в новых сферах (искусственный̆ интеллект, квантовые технологии) помогут ей конкурировать на глобальных рынках.
Политизация технологий актуализирует понятие «цифрового суверенитета». Эксперты клуба прогнозируют, что «наряду с торговыми и инвестиционными альянсами между странами и регионами, будут распространяться и наращивать влияние цифровые альянсы, которые будут создавать условия для взращивания экосистемных чемпионов, способных успешно конкурировать на мировом рынке».
Премьер-министр Мишустин подтвердил стремление России закрепиться в числе «технологических держав» и ускорить четвертую промышленную революцию: в 2021 вступит в силу закон об экспериментальных правовых режимах, который даст гибкую базу для тестирования и внедрения технологий из «IT-песочниц»; разработчики, чей портфель на 90% составляют цифровые продукты, получат налоговые льготы; 40 млрд рублей предоставят в виде грантов компаниям в области искусственного интеллекта.
«Мы сознательно уходим от панических ожиданий, которые сейчас преобладают, поскольку полагаем: всякий крупный кризис – это возможность начать новую главу истории. Возможно, более продуктивную и многообещающую, чем то, от чего мы уходим», – подытоживают введение к ежегодному докладу эксперты «Валдая». В условиях кризиса международной кооперации цифровой альянс вокруг России и Китая мог бы стать такой главой не только для нашей страны, но и для азиатских государств. Жаль, что писать ее придется в обстановке «холодной войны».