Мир в огнеДетали

В Дублине после 20 лет споров и раздумий решили построить первую линию метро. Какие города мира в ближайшие годы обзаведутся подземкой

Многие жители Дублина считают строительство метро слишком дорогой и никому не нужной затеей.

Работа над проектом начнется в 2025 году, а его бюджет превысит €9,5 млрд.

Что происходит

В Дублине построят первую линию метро, которая соединит 16 станций.

Контекст

Критики проекта считают, что строительство метрополитена скорее похоже на стремление властей сделать Дублин большим городом, чем удовлетворить потребности его граждан.

Тенденция

Сегодня строительство метро занимает гораздо меньше времени, чем раньше. Происходит это благодаря использованию в работе современных сервисов, например GPS и методологии BIM.

Мировая практика

Проекты по строительству метрополитена реализуются и в других странах. Так, власти Филиппин собираются построить первое метро в Маниле к 2025 году.

Что происходит

В Дублине построят первую линию метро. Ее протяженность составит 19,4 км и соединит 16 станций метро. Одна из них — остановка у ​​​​аэропорта Дублина.

  • Метрополитен получит название MetroLink. Он сможет перевозить до 20 тыс. пассажиров в час.
  • Ожидается, что MetroLink изменит предпочтения дублинских пассажиров. Так, по состоянию на 2020 год 59% всех поездок по городу совершались на личном автомобиле, в то время как только 15% приходилось на автобус, легкорельсовый транспорт или поезда.
  • Это приводило к сильной загруженности на дорогах, длинным пробкам и заторам, в результате чего добраться до места назначения жителям Дублина в часы пик было чрезвычайно сложно. Власти города считают, что MetroLink поможет решить эту проблему. 

Контекст

Bloomberg отмечает, что правительству Ирландии потребовалось много времени, чтобы наконец решиться построить метрополитен. 

  • Впервые эта идея была озвучена в 2000 году в рамках национальной транспортной стратегии Ирландии. Однако реализацию проекта приостановили из-за глобального финансового кризиса 2007–2008 годов.
  • Когда об идее построить метро заговорили вновь, власти потратили годы, чтобы определиться с его масштабами и маршрутом. Предполагается, что строительство первой линии начнется не раньше 2025 года.
  • Реализация проекта также затянулась из-за больших финансовых трат. Согласно предварительной оценке, строительство метро обойдется правительству в €9,5 млрд, в худшем случае — в €12,2 млрд. Bloomberg поясняет, что для страны с населением чуть более 5 млн человек, которая пережила серьезный экономический кризис, это очень крупная сумма. 
  • Кроме того, строительство метро вызвало споры между жителями Дублина — многие сомневаются, что в этом есть необходимость. Дело в том, что из-за «вялого» роста населения в стране в конце XX века число резидентов столицы перевалило за 1 млн жителей только 20 лет назад. Критики проекта считают, что строительство метрополитена, скорее, похоже на стремление властей сделать Дублин европейским мегаполисом, а не удовлетворить потребности его граждан — в городе низкая плотность населения, поэтому необходимости в подземном транспорте, по сути, у него нет.

Мировая практика

Строительство метро в ближайшее время должно начаться и в других крупных городах.

  • К 2025 году власти Филиппин собираются построить первое метро в Маниле. Предложение сделать это поступало еще в 1973 году, но только в 2017-м проект был окончательно утвержден. Однако из-за пандемии COVID-19 строительство пришлось приостановить. Ожидается, что реализация проекта позволит сократить время в пути между главным аэропортом Манилы и северной частью мегаполиса в 2 раза. Проект финансируется за счет кредита Японского агентства международного сотрудничества в размере $2,66 млрд.
  • Челябинск и Красноярск — города, в которых планируется построить метро еще с советских времен. Так, проектирование строительства метрополитена в Челябинске началось в 1976 году, строительство стартовало в 1991 году, но остановилось из-за отсутствия финансирования. В итоге в 2021 году губернатор Челябинской области Алексей Текслер заявил, что метро в городе построят к 2025 году. К тому моменту также должен заработать метрополитен в Красноярске.
  • Тем временем «Мосинжпроект» не отказывается от планов по участию в проектах строительства метро в Африке, Азии и на Ближнем Востоке, сообщил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Он отметил, что ранее компания вместе с китайской корпорацией CRCC планировала участвовать в совместных проектах строительства метро в третьих странах. Для этих целей, вероятно, будет учреждено совместное предприятие.

Тенденция

Сегодня строительство метро занимает гораздо меньше времени, чем раньше. Причина — использование современных технологий в процессе работы.

  • GPS для расчета тоннелей. После выбора места для строительства метро за работу берутся маркшейдеры, которые рассчитывают, как именно будет проходить тоннель под землей. Использование GPS, а также применение электронных тахеометров и теодолитов вместо оптических значительно упростили специалистам процесс расчета точек под землей. Новые технологии также значительно сократили количество сотрудников, необходимое для проведения маркшейдерских работ. 
  • Важную роль сыграли новые решения для строительства вертикальных шахт, по которым доставляются материалы и оборудование, поднимаются и спускаются работающие в тоннелях люди. Раньше для закрепления грунта использовалась только заморозка специальным составом. Этот процесс занимал много времени. Также есть и обратная сторона — разморозка, во время которой происходит осадка грунтов в радиусе 10–15 метров от вертикального ствола, что отражается на целостности конструкций. Теперь, помимо заморозки, есть и другие решения. К примеру, буросекущие сваи, используемые в качестве ограждения для сооружения вертикального ствола, позволяют сократить срок подготовки к проходке до одного месяца. 
  • Одним из важнейших изобретений стал новый проходческий щит для сооружения наклонного хода, который прокладывается, чтобы соединить станции с вестибюлем. Традиционно наклонные ходы создавались с помощью заморозки, но эта технология не подходит для строительства в центре города. «Метрострой» совместно с немецкой компанией Herrenknecht сконструировал проходческий щит «Аврора». Движение наклонного щита стартует с поверхности, поэтому он пересекает все пласты грунта. Первый наклонный ход, построенный с помощью механизированной проходки, появился на станции метро «Обводный канал» в Санкт-Петербурге.
  • В начале 2022 года в Москве стартовала реализация пилотного проекта строительства метро по новой методологии информационного моделирования (BIM) — ее решили использовать на стройплощадке электродепо «Красный строитель» будущей Бирюлевской линии метро. «Технология позволяет отказаться от бумажных документов и исключить ошибки по вине «человеческого фактора», а также экономит трудовые и материальные ресурсы», — заявил директор инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Фото обложки: Irish Ministry for Transport

Копировать ссылкуСкопировано