Культурный кодДетали

Демоны, богини, женщины-цветы и анютины глазки с усами: самое интересное на новой выставке Дали

В галерее «Дали & Пикассо» помимо основной экспозиции открылась выставка Сальвадора Дали «Женщины-Цветы». Здесь представлено более 80 подлинных работ великого сюрреалиста из коллекции предпринимателя и мецената Александра Шадрина, многие работы выставляются впервые. Главные новинки — скульптуры и графические циклы на тему женских образов, народных испанских сюжетов и антропоморфных цветов. Рассказываем о самых интересных экспонатах.

Выставка: «Женщины-Цветы» в галерее «Дали & Пикассо» (6+)

Даты проведения: 5 марта – 31 августа 2025 года

Адрес: Старая Басманная, дом 15А, стр. 4

Женщины и костыли

Работа, которая дала название выставке и в которой встречается едва ли не самый узнаваемый символ с полотен Дали, — это «Женщины-цветы». Художник считал, что «женщины — это прекрасные цветы, в которых одновременно присутствует несколько начал». Это он и отобразил на гравюре: рыбьи хвосты тут символизируют божественное начало (вспомним древний акроним Ихтис и опознавательный знак, по которому ученики Иисуса друг друга находили), кошачьи хвосты — символ коварства и лести, шипы — неотъемлемое темное начало нежной розы, а костыли — рацио и важнейшая опора человека в этой жизни. Все это видно на рисунке, который подчеркивает женскую многогранность. 

Сальвадор Дали - «Женщины-цветы»
«Женщины-цветы»
Сальвадор Дали

Не обошелся без костыля и еще один знаковый женский образ Дали. Но в скульптуре «Женщина в огне» есть еще два важных мотива. Во-первых, это женщина в борьбе: заключенные в ней противоречивые силы все время будоражат ее суть, она мечется между светом и тьмой, сердцем и рассудком. В самой позе девушки есть одновременно и стремление протянуть руку, и желание оттолкнуть все той же рукой. Во-вторых, тут видны знаменитые далинианские ящики-секреты. Дали был большим почитателем творчества Фрейда, который утверждал, что в подобных тайниках скрыта женская сексуальность. Великий сюрреалист приоткрывает перед зрителем некоторые ящики, демонстрируя, что женщина готова открыться, а ее сексуальность — не более чем призыв раскрыть тайны ее души. 

«Женщина в огне» - Сальвадор Дали
«Женщина в огне»
Сальвадор Дали

Ящички встречаются и в двух скульптурных образах Венеры Милосской: в работе «Венера Милосская с ящиками» Дали добавляет к всемирно известной скульптуре фрейдистские мотивы. Он так и писал:

Единственное различие между античной Грецией и нашим временем — это Зигмунд Фрейд. Именно он заявил, что человеческое тело, которое считалось исключительно платоническим в античные времена, на самом деле полно секретов, хранящихся в ящиках, которые лишь психоанализ поможет открыть.

Сальвадор Дали

А вот «Топологическую Венеру» ее тайны уже пронзают насквозь, и ящики становятся практически копьями — символами губительных метаморфоз. 

«Венера Милосская с ящиками», «Топологическая Венера» - Сальвадор Дали
«Венера Милосская с ящиками», «Топологическая Венера»
Сальвадор Дали

Любовный треугольник «Треуголки»

Упомянутые выше работы столичный зритель уже мог видеть, а вот графический цикл, посвященный повести Педро Антонио де Аларкона «Треуголка», можно будет увидеть впервые. Эту историю из испанского народного сюжета, в котором мельник наказывает чиновника, пытавшегося соблазнить его жену, перекладывали на свой лад площадные балаганы, камерные театры, писатели, поэты и даже авторы балета. Именно этой истории и посвящены гравюры Дали.

В повести Аларкона треугольную шляпу носят самые хитроумные и нечестивые герои, делая аксессуар такой формы символом плутовства. Но кто или что толкает людей на измены? В работе «Демон сладострастия» Дали «награждает» треуголкой самого черта. Или так он изобразил коварного чинушу? Сюжет показывает нам демона в камзоле, который нашептывает что-то обнаженной деве. Ее лицо закрывает пролетающая бабочка, и это тоже неслучайно. Бабочки, по Дали, это также символ метаморфоз. В данном случае — легкомыслия, непостоянства, изменчивости. 

«Демон сладострастия» Сальвадор Дали
«Демон сладострастия»
Сальвадор Дали

Этот же символ видим на гравюре «Счастливейшая из женщин»: платье богато одетой дамы, предположительно, главной героини «Треуголки» красавицы Фраскиты, напоминает крылья бабочки. А ее головное украшение и веер отсылают к форме все той же треуголки. 

«Счастливейшая из женщин» Сальвадор Дали
«Счастливейшая из женщин» Сальвадор Дали

Казалось бы, откуда тогда в цикле «Треуголка» взялась ксилография «Свидание», изображающая влюбленных осла и ослицу? Оказывается, автор действительно выводит этих персонажей во второстепенной линии повествования, чтобы показать, что в любовных делах ослы порой ведут себя разумнее и честнее людей. 

«Свидание»
Сальвадор Дали
«Свидание»
Сальвадор Дали

К сюжету треуголки имеет отношение и еще один примечательный экспонат выставки — скульптура «Далинианская танцовщица». Ее покажут не впервые, но по смыслу она близка описанному циклу. Известно, что Дали в 1940-е годы работал над балетом «Треуголка» вместе с композитором Мануэлем де Фалья. И скульптура отражает стремление сюрреалиста показать саму душу Испании в образах балета: по этой причине мы видим страстную барышню, пленяющую каждого своей энергией и духом фламенко. Впрочем, в воланах платья можно угадать и лепестки цветов. И тут мы переходим к еще одному премьерному циклу — как раз на флористическую тему.

«Даллинианская танцовщица» 
Сальвадор Дали
«Даллинианская танцовщица»
Сальвадор Дали

Живые цветы Flordali

Сальвадор Дали был натурой страстной, увлекающейся и в какой-то момент истово заинтересовался ботанической иллюстрацией. Но он не был бы великим сюрреалистом, если бы не придумал воплощать во флористических композициях драматические сюжеты или даже рисовать лепестками и стеблями портреты.

Я вижу человеческую форму в деревьях и животных, и мой творческий ум показывает происходящие метаморфозы.

Сальвадор Дали

На гравюре «Кающийся персик» помимо весьма достоверно прорисованного плода также видно коленопреклоненную фигуру, сплетенную из ветвей и цветов. А кроме очаровательных флоральных мотивов можно заметить и ставшие уже привычными костыли — символы поиска опоры в рационализме. 

«Кающийся персик», «Вишневый Пьеро» - Сальвадор Дали
«Кающийся персик», «Вишневый Пьеро»
Сальвадор Дали

«Вишневый Пьеро» — типичный флористический портрет, иронично выписанный рукой Дали. И если эта работа показывается в России впервые, то аналогичный антропоморфный цветочный портрет ценители уже не раз видели. Дали изобразил на нем сам себя: так у анютиных глазок появились усы (литография «Автопортрет в анютиных глазках»). 

«Автопортрет в анютиных глазках» 
Сальвадор Дали
«Автопортрет в анютиных глазках»
Сальвадор Дали

Дали «выращивает» в своей графике не только людей, но и предметы, явления. Так, например, «Музыкальная лилия» — это взращенная идея музыки, в ней видим граммофон с пластинками, тычинки-ноты и самого автора мелодии. В «Маргаритках» видим глазунью («Какое удовольствие, какое восхищение я испытал, когда в моем сознании возникли два жареных яйца без сковороды! С тех пор моя душа трепещет каждый раз, как я вспоминаю это галлюциногенное блюдо!» — писал Дали). В «Бегонии сердца моего» — человеческое сердце. А в новинке «Гранат и ангел», которую увидим на выставке впервые, — и подлинный гранат, и подобие ювелирного украшения. Эскизу не суждено было воплотиться в жизнь, но представить себе эту красоту вполне можно самостоятельно. 

Новые скульптуры

Говоря о новинках на выставке, нельзя не упомянуть еще две скульптуры: «Почтение моде» и «Леди Годиву». Первая — дань уважения женщинам, оказавшим влияние на индустрию моды, но, что важнее, на творчество самого Дали: Коко Шанель, Эльзе Скиапарелли и его бессменной модели Гала. В композиции — юная Венера в позе модели и преклоняющийся перед ней придворный щеголь. 

«Почтение моде», «Леди Годива» - Сальвадор Дали
«Почтение моде», «Леди Годива»
Сальвадор Дали

А «Дама с бабочками» — не кто иная, как Леди Годива, проскакавшая голой на коне по площади старинного английского города XI века, чтобы выразить свое негодование против несправедливой налоговой реформы, которую придумал ее же муж. Революционерку той эпохи Дали изобразил бесстыдно женственной и сексуальной, отважной, достигающей победы любой ценой (и успех ее символизирует горн, устремленный в небо). И, конечно, не обошлось без бабочек, которые показывают, что эта волнующая воображение дева несет с собой большие перемены.

Поэтическая ирреальность

Любителям Дали приятно будет увидеть в экспозиции не только новые открытия, но и любимые произведения. На выставке сможем погрузиться в мир чувственных иллюстраций Дали к стихам французских поэтов Гийома Аполлинера и Пьера де Ронсара. Можно будет увидеть и портрет последнего: на иллюстрации «Влюбленный поэт» художник изображает поэта в лавровом венке — символе бессмертного победного таланта. На лице поэта — блаженство, которое отражено в строках Ронсара «Одной богине верен я…». Свои стихи Ронсар посвящал возлюбленной Кассандре.

«Влюблённый поэт», «Девушка, источающая свет» - Сальвадор Дали
«Влюблённый поэт», «Девушка, источающая свет»
Сальвадор Дали

Возможно, именно ее Дали воспел на гравюре «Девушка, источающая свет». Шлейф, струящийся от фигуры изящной дамы, держит ее преданный паж, который скромно склонил голову перед навсегда околдовавшей его богиней. Тут великий сюрреалист показал всю суть мужской любви к Женщине. Мастер верил, что для поэта Кассандра — не обычная земная женщина, а воплощение идеи любви и красоты. Каким для самого Дали была его Гала, которую он называл Венерой и Святой Еленой. И которой посвятил большинство работ с женскими образами на новой выставке. 

Фотографии предоставлены организаторами выставки

Копировать ссылкуСкопировано