ЦБ России раскритиковал планы банков по развитию собственных экосистем. Они есть у крупнейших участников рынка, в частности у «Сбера», ВТБ и «Тинькофф».
- К организациям, развивающим свои экосистемы, будут применяться повышенные требования, говорится в докладе, опубликованном регулятором.
- Центробанк считает вложения в нефинансовые сервисы «непродуктивными» и «замораживающими» капитал.
- Впервые Центробанк раскрыл свой подход к развитию экосистем финансовыми организациями в апреле 2021 года. Тогда регулятор сообщил о потенциальных рисках такого пути развития. Сейчас ЦБ рассказал о возможных последствиях для агрессивных участников рынка.
Чем опасны иммобилизованные активы
Иммобилизованные активы — это инвестиции банков в недвижимость, землю, непрофильные компании.
- Чем выше их доля относительно капитала, тем меньше банк может направить средств на более прибыльные направления, например на развитие кредитования. Также снижается устойчивость финансовой организации к убыткам.
- В результате, если непрофильные активы обесценятся, то банк в конечном счете не сможет покрывать убытки по другим рискам и выполнять свои обязательства перед вкладчиками и клиентами.
Какой сценарий рассматривает ЦБ
Регулятор предложил три варианта контроля иммобилизованных активов финансовых организаций.
- Первый предполагает вынесение нефинансового бизнеса в независимый холдинг. Подобный подход распространен в США и Великобритании. Однако, по мнению экспертов, это будет сложно реализовать, поскольку банки в течение длительного времени свободно инвестировали в непрофильный бизнес, и если их заставить продать все иммобилизированные активы, то могут пострадать инвесторы и клиенты.
- Второй подход — внедрить максимальный коэффициент риска в 1250% для инвестиций в непрофильные активы. То есть у банка, который собирается купить какой-либо нефинансовый бизнес, должны быть резервы, многократно превышающие размер инвестиций. Таким образом, непрофильные направления будут оказывать давление на уровень собственных средств банка.
- Третий путь, который предлагает регулятор, заключается в разделении непрофильных активов на три группы и присвоении им коэффициента риска. К первой ЦБ предлагает относить инвестиции банков в нефинансовый бизнес и в акции других компаний, на которые потрачено более 10% капитала. Вторая группа — «
наследство », полученное от должников, и инвестиции, на которые потрачено не более 10% капитала. В третью группу предлагают включить расходы на обеспечение работы банка: офисы, оборудование и тому подобное. На это предлагается тратить не более 10% от капитала.
Экосистемы российских банков
Как отмечает регулятор, экосистемы — это особенность российского банковского рынка. За рубежом их строят в основном технологические компании: Apple, Amazon Google и Alibaba — как средство для улучшения пользовательского опыта. Банки из-за законодательных ограничений не могут их развивать. В России только у двух ИТ-компаний созданы свои экосистемы — у «Яндекса» и Mail.ru Group. Остальные игроки рынка это представители банковского сектора.
- Ожидается, что новые меры регулирования затронут в первую очередь Сбербанк, ВТБ, Тинькофф Банк и МТС Банк, следует из доклада Центробанка.
- Крупнейшая экосистема сейчас у «Сбера». За три года с 2017-го по 2020-ый компания потратила на ее развитие, в том числе покупку финансовых и нефинансовых компаний, $1 млрд, или 3% чистой прибыли. Общий объем инвестиций «Сбера» в нефинансовые активы экосистемы на конец 2020 года составил около 150 млрд руб. В его экосистему входит более 50 компаний и сервисов. «Сбер» развивает электронную коммерцию, доставку готовой еды, такси, каршеринг, медиа и развлечения, мобильного оператора, сервис здравоохранения и т.д. По итогам 2020 года выручка от нефинансового бизнеса «Сбера» составила 71,4 млрд руб., а общая — 3,37 трлн руб.
- ВТБ выстраивает экосистему по открытому принципу вместе с партнерами, среди которых — ритейлер «Магнит» и платежный сервис VK Pay. В приоритете у второго крупнейшего банка страны — розничная торговля, электронная коммерция, интернет и медиа, телеком и связь, жилье и коммунальные услуги, транспорт и логистика.
- «Тинькофф» выстраивает свою экосистему с 2015 года: в нее входят сервисы для частных лиц и бизнеса. Банк приобрел платежные сервисы «Кошелек» и CloudPayments, а также выстраивает партнерства с другими крупными компаниями, например выпустил кобрендинговые карты вместе с «Яндексом» с кешбэком до 10% на сервисы «Яндекс.Плюс».