Мир в огнеДеталиКоронавирус

Отсутствие карьерных перспектив и риск оказаться в тюрьме: COVID-19 увеличил число безграмотных детей на 100 млн

В Университете Вирджинии выяснили, что навыки чтения у американских школьников опустились до самого низкого уровня за последние 20 лет.

В некоторых штатах Бразилии три четверти второклассников не умеют читать, а в ЮАР сотни тысяч учеников бросили школу во время пандемии.

Что происходит

Исследование показало, что в США треть детей с нулевого и до второго класса начальной школы не соответствуют минимальным требованиям по технике чтения.

Что говорят

Эксперты отмечают, что школьники с плохой успеваемостью могут в будущем стать преступниками.

Тенденция

В странах с низким уровнем доходов населения до 70% десятилетних детей до сих пор не умеют читать или понимать смысл прочитанного, отмечают в ЮНИСЕФ.

В России

В Рособрнадзоре отметили снижение качества знаний у российских школьников в естественных науках, но в гуманитарных дисциплинах такой тенденции нет.

Что происходит

Университет Вирджинии в США проанализировал уровень грамотности среди детей начиная с нулевого и до второго класса начальной школы. Результаты показали, что 34,9% плохо читают.

  • В допандемийном 2019 году таких детей в США было 21%, в 2020-м — уже 30,8%.
  • Также минувшей осенью выяснилось, что навыки чтения в этой возрастной группе находятся на самом низком уровне за 20 лет проведения исследований.
  • Например, в Бостоне около 60% учащихся школ испытывают проблемы с чтением — это в 2 раза больше, чем до пандемии.
  • В школе города Бриджпорт (штат Коннектикут) первоклассникам 6–7 лет было трудно прочитать и произнести слово ship (англ. «корабль»), пишет New York Times.
  • Наибольшее снижение грамотности наблюдается среди чернокожих, латиноамериканских учащихся, а также инвалидов и детей из малообеспеченных семей.

Что говорят

Ключевым фактором снижения грамотности среди детей Axios называет нехватку учителей.

  • 45% государственных школ США находятся в поисках как минимум одного преподавателя. Из них 61% назвали причиной именно пандемию. В основном учителей ищут для работы в начальных классах и в области специального образования.
  • В стране растет спрос на частные уроки по чтению для детей из богатых семей. Родители готовы платить до $200 в час, поэтому многие учителя уходят из государственных школ.

Эксперты отмечают, что если в США дети не научатся читать к концу начальной школы, последствия будут «драматичными». Учащиеся из бедных семей с большей вероятностью бросят школу, не смогут найти в будущем высокооплачиваемую работу и станут преступниками.

Тенденция

По данным ЮНЕСКО, до пандемии во всем мире не умели читать около 483 млн детей. В 2021 году на планете насчитывалось уже 584 млн таких детей. 

  • В 65% стран с низким уровнем доходов населения и 35% — с высокими доходами власти сократили расходы на образование из-за кризиса.
  • 10 ноября 2021 года главы государств и правительств, а также министры образования более чем из 40 стран приняли Парижскую декларацию — глобальный призыв к увеличению инвестиций в образование.

На данный момент из-за полного или частичного закрытия школ страдает качество образования более чем 635 млн учащихся во всем мире, отмечает ЮНИСЕФ.

  • В странах с низким и средним уровнем доходов населения до 70% детей 10 лет не умеют читать или понимать смысл даже простого текста. До пандемии этот показатель составлял 53%.
  • В Эфиопии учащиеся начальных классов усвоили только 30–40% программы по математике.
  • В некоторых штатах Бразилии около трех четвертей второклассников не умеют читать (до пандемии — 50%). 
  • В ЮАР 400–500 тыс. учеников бросили школу в период с марта 2020-го по июль 2021-го.

В России

В Рособрнадзоре также отметили снижение качества знаний у школьников на фоне пандемии.

  • Глава ведомства Анзор Музаев в январе 2022 года заявил, что это в основном касается тех дисциплин, где при обучении необходимо лабораторное оборудование, а также тех субъектов РФ, где удаленка была самой продолжительной.
  • При этом Музаев не назвал ситуацию «катастрофической». Он отметил, что в гуманитарных дисциплинах тенденции на снижение качества знаний нет, а читательская грамотность даже выросла.
  • Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров заявил, что грамотность среди учащихся снижается несколько лет подряд, пандемия лишь обострила эту проблему: «Дети пишут с маленькой буквы, не соблюдают пунктуацию, сокращают слова и изобретают новые. Это запрос на динамичность, сжатость и клиповость, но это опасно, мы должны сохранить язык, иначе скоро мы не сможем понимать детей и прочитать их тексты», — сказал педагог.
Копировать ссылкуСкопировано