Почему в России стало больше жалоб на коллекторов
В 2024 году количество жалоб на коллекторов выросло на 36,3% — это рекорд за последние 5 лет. Всего в прошлом году Федеральная служба судебных приставов (ФССП) зафиксировала 32,3 тыс. претензий к коллекторам, 29% жалоб признаны обоснованными. Больше половины негативных отзывов касались микрофинансовых организаций (МФО), около 30% — банков, еще 10% — профессиональных коллекторских агентств.

- Первая причина, по которой претензий к коллекторам стало больше, — усиление контроля со стороны приставов. С февраля 2024 года банки и МФО, занимающиеся взысканием долгов, попали под надзор ФССП, а в ноябре приставы объявили о масштабной проверке коллекторов.
- Вторая причина — проблемы с взысканием долгов у МФО. Крупные банки и профессиональные коллекторы работают по четким правилам, а микрофинансовые организации (МФО) часто допускают ошибки — в основном это постоянные звонки и некорректное общение.
- Третья причина — рост долгов и сложность их погашения. В последние годы россияне стали оформлять больше кредитов, из-за роста ставок им сложнее брать новые займы. Просрочек стало больше, давление со стороны коллекторов усилилось, а вместе с ним — и количество жалоб.
- Кроме того, эксперты уверены — люди стали лучше разбираться в своих правах и знают куда можно обратиться за помощью.
Для должника нет великой разницы, кто ему звонит по сто раз в день, нарушая законодательство. Но граждане стали понимать, куда с такой проблемой можно обращаться — в ФССП. Думаю, что определенная точка роста обращений не только в том, что как-то стали больше нарушать, а стали больше жаловаться.
Михаил Алексеев эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков»
В каких случаях могут звонить коллекторы
Коллекторы имеют право связываться с должниками, но строго по закону. Их деятельность регулируется Федеральным законом № 230-ФЗ, который четко определяет, когда и как они могут выходить на контакт.

- Звонить и отправлять сообщения коллекторы могут не чаще одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Если чаще — это повод для жалобы в ФССП.
- В определенные часы. Коллекторы не могут тревожить вас ночью. Закон разрешает звонки с 08:00 до 22:00 по будням и с 09:00 до 20:00 в выходные и праздники. Если звонят позже или раньше, это еще один повод обратиться в ФССП.
- Только с вашего согласия. Если при оформлении кредита вы не подписывали согласие на передачу долга коллекторам, они не имеют права вам звонить. Вы также можете отозвать это согласие в любой момент, направив письменное заявление в кредитную организацию и коллекторское агентство.
- Коллекторы могут позвонить третьим лицам (родственникам, коллегам), но только один раз и то только для уточнения контактов должника. Если им звонят постоянно, это незаконно.
- Без давления и угроз. Запрещено хамить, угрожать, вводить в заблуждение. Коллекторы не могут угрожать судом, арестом имущества или уголовным делом — такие решения принимает только суд и судебные приставы.
Могут ли коллекторы прийти домой
В новой редакции закона о защите прав должников прописано, что работники коллекторских агентств могут нанести личный визит заемщику, но не вправе войти в жилье без его согласия. Такие действия могут привести к штрафам и аннулированию лицензии.
Что делать, если коллекторы угрожают

В основном коллекторы работают законно, но встречаются и те, кто грубо нарушает правила — запугивает или даже угрожает. В таких случаях важно знать, как защитить себя.
- Фиксируйте все контакты. Записывайте телефонные разговоры (по закону это можно делать без предупреждения), сохраняйте смс и сообщения в мессенджерах. Это главные доказательства при подаче жалобы.
- Не ведитесь на запугивания. Коллекторы могут давить психологически, рассказывать, что вам «светит» уголовная ответственность или
суд в течение недели . - Жалуйтесь в ФССП и прокуратуру. Если звонки с угрозами продолжаются, подавайте жалобы сразу в несколько инстанций. ФССП следит за работой коллекторов, а прокуратура может возбудить дело по факту незаконных действий.
Куда жаловаться на недобросовестных коллекторов
1. В ФССП
Для жалобы на коллекторов в ФССП нужно:
- собрать доказательства: скриншоты звонков и сообщений, аудиозаписи разговоров, фото или видео, если коллекторы приходили лично;
- составить заявление: указать свои данные (ФИО, контакты), описать суть жалобы — кто, когда и каким образом нарушил закон, приложить доказательства;
- отправить жалобу: через «Госуслуги», на сайте ФССП, по почте заказным письмом.
После этого ФССП проведет проверку. Если нарушения подтвердятся, коллекторов оштрафуют или исключат из реестра.
2. В Банк России
В случае если коллектор действует как агент банка (то есть банк выбрал недобросовестного партнера для взыскания долгов), за помощью нужно обращаться в Банк России. Для этого нужно, так же как и в случае с ФССП, собрать доказательства и описать инцидент. Отправить жалобу можно на официальном сайте ЦБР или записаться на прием лично.
3. В полицию
В полицию стоит обратиться, если к вам домой пришли люди, представляющиеся коллекторами, и начали угрожать или преследовать вас. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью — уголовное преступление, и оно попадает под статью 119 Уголовного кодекса РФ.
Фото обложки: Петр Ковалев / ТАСС