Инновационный центр «Сколково»
В этом году организаторы фестиваля впервые пригласили к участию иностранных авторов — их объекты разместились на территории «Сколково» — одного из крупнейших международных инновационных проектов России. Перед Сколковским институтом науки и технологий расположилась скульптура «Размышление о происхождении человека» художника Антона Смита из ЮАР. Это первая работа знаменитого южноафриканского скульптора в России. Она воплощает сложную гармонию двойственности. Художник играет с восприятием зрителя: скульптура создана из металла и стекловолокна, но при этом произведение обладает «земным» характером — кажется, что при работе над текстурой лика использовалась, например, глина. Кроме того, статичная форма наполнена иллюзией движения: разъятые элементы то ли отдаляются друг от друга, то ли, наоборот, стремятся воссоединиться. «Маска», словно зеркало, отражает эмоции и состояние зрителя. Форма и идея скульптуры вступают в диалог не только с архитектурой Сколтеха, но и с теми концепциями, которые закладывались при его создании.

Фото: организаторы фестиваля «Здесь и Сейчас»
Инсталляция «Погружение» из серии Paper Boat («Бумажный кораблик») Мехмета Али Уйсала (Турция) появилась на улице Архимеда, сразу напротив ЖК «Квадро». Художник старается игнорировать привычные границы времени и пространства, погружая зрителей в детские воспоминания с помощью образа бумажного корабля. Турецкий скульптор мастерски играет с пространством, создавая иллюзии. Его цель — вызвать у нас ассоциации и переживания настолько же яркие и искренние, как если бы мы все еще были беззаботными детьми. Конечно, наша история отличается, но Уйсал подчеркивает важность наполнения его произведения своим личным опытом: для него эти кораблики — отсылка к его родному городу, откуда открывался невероятный вид на бескрайнее море и бесконечный горизонт, для нас же это может быть воспоминание о запусках бумажных кораблей по только что оттаявшим ручьям. Художник предпочитает использовать поэтический язык в трехмерных формах, стремясь к уникальному восприятию своих произведений.
Напротив Технопарка вступил в диалог с ландшафтом паблик-арт-объект «Траектория мысли» Чжоу Сонга, который представляет собой два переплетенных желтых карандаша. Их китайский междисциплинарный художник метафорически определяет как синтез культуры и природы. Его работа отсылает одновременно и к китайской философской традиции, и к идеям европейского сюрреализма. Инсталляция символизирует инновации в искусстве, культуре и технологиях.

Фото: организаторы фестиваля «Здесь и Сейчас»
Совсем рядом в Саду Технопарка напротив Международной гимназии «Сколково» можно увидеть «Лунную долину» скульпторов из творческой мастерской «Эхо» Полины Пироговой и Василия Тимашова (Республика Беларусь). Тандем художников создал это произведение, напоминающее кратеры или спутники, из лозы. Авторы приглашают к созерцанию и взаимодействию, предлагая зрителю лазать, ползать и отдыхать прямо на скульптуре, которая показывает, как эмоции и переживания человека формируются под влиянием окружающей среды и других людей.
Возле Центрального бульвара появилась капитальная и дополненная версия инсталляции Дианы Воубы «Алфавитяне. Игра в Алфавит», в которой художница переосмысляет русский авангард, создавая мир планеты Ан. В нем обитают существа, способные трансформироваться и создавать многомерные формы из 64 геометрических знаков-символов. Алфавитяне оказываются обитателями планеты, где царят гармония и любовь.

Фото: организаторы фестиваля «Здесь и Сейчас»
На выходе из Центрального парка гостей фестиваля встречает скульптурная композиция «Простые формы», созданная Асей Заславской, Андреем Астаховым и Софьей Добычиной. Зрителя приглашают в игру, где структура и порядок выполняют ключевую роль. Этот проект позволяет почувствовать себя ребенком в огромном мире: ведь с возрастом меняется лишь масштаб игр.
Дизайн-пространство Portland
Появление скульптуры «Обнимать» российской художницы и перформера Александры Weld Queen предварило открытие новой набережной в районе Южного речного порта Москвы. Произведение из серии «Мать» олицетворяет поддержку и защиту. Ее графичные линии создают ощущение легкости, а форма, напоминающая оберегающий жест, приглашает горожан остановиться и побыть наедине с собой. Проходя под аркой, зритель чувствует единение с миром. А образ арки символизирует устойчивость и правильное направление в жизни.

Фото: организаторы фестиваля «Здесь и Сейчас»
Парк «Зарядье»
Возле одного из старейших зданий столицы — Старого Английского двора — открыт арт-объект «Энигма» выпускницы Московского государственного института культуры Александры Жёлтиковой. Это уличная версия одноименной объемно-пространственной композиции художницы, которая экспонировалась на выставке «ВЫПУСК’25» в Паркинг Галерее. Название арт-объекта связано с тайной и головоломкой, а форма ключа символизирует безопасность и свободу выбора. Работа раскрывает жизненные этапы и опыт судьбы человека через разные ключи. Кроме того, выстраивается особый диалог культурного и исторического контекстов — между произведением и Старым Английским двором.

Фото: организаторы фестиваля «Здесь и Сейчас»
Московский музей современного искусства на Петровке
Арт-объект стал итогом конкурса для студентов и выпускников Школы современного искусства «Свободные мастерские» на создание временной инсталляции специально для двора ММОМА на Петровке, 25. Победителем стала арт-группа 25 с проектом «Столпотворение», отражающим тему фестиваля 2025 — «Ландшафтная ориентация». Инсталляция представляет собой многоярусную колонну с керамическими плитками, на которых запечатлены образы, ассоциирующиеся со школой, словно коллективный дневник воспоминаний выпускников. В то же время объект отсылает к изразцовой печи XVIII века — символу дома, тепла и созидания. В проекте печь становится метафорой творческого огня, рождающего порыв в искусстве. Инсталляция интегрирована в архитектуру исторического ансамбля улицы, где напротив музейной усадьбы высится старинная колокольня Высоко-Петровского монастыря.

Фото: организаторы фестиваля «Здесь и Сейчас»