Мир в огнеДетали

Boeing ушел в пике: почему компания продолжает нести убытки из-за 737 MAX и какие новые суды ей грозят

Речь о трагедиях, произошедших в 2018 году в Индонезии и в 2019 году в Эфиопии. Ранее Boeing удалось урегулировать дело, выплатив $2,5 млрд штрафов и компенсаций. Но родственники погибших считают такое наказание слишком мягким.

Что произошло

Родственники погибших в авиакатастрофах подали в суд на Boeing. Речь о трагедиях, произошедших в 2018 году в Индонезии и в 2019-м в Эфиопии, причиной которых стала некорректная работа систем самолетов модели 737 MAX.

История вопроса

Ранее компании удалось урегулировать дело, выплатив $2,5 млрд. Деньги пошли на штрафы властям и компенсации авиаперевозчикам, а также семьям жертв.

Контекст

Из-за судов и скандала когда-то процветающая Boeing с 2019 года стала убыточной и начала проигрывать конкурентам.

За чем следить

Airbus тоже может вскоре столкнуться с проблемами. Его и авиакомпанию Air France обвиняют в непредумышленном убийстве 216 пассажиров, летевших в 2019-м из Рио-де-Жанейро в Париж.

Что произошло

Родственники погибших в авиакатастрофах подали в суд на Boeing. Истцы обвиняют компанию в совершении «самого смертельного корпоративного преступления в истории США». Речь идет об авиакатастрофах, которые произошли в 2018 году в Индонезии и в 2019 году в Эфиопии и унесли в общей сложности 346 жизней.

  • В 2018 году почти новый самолет Boeing 737 MAX (он эксплуатировался всего 2 месяца), принадлежащий индонезийской авиакомпании Lion Air, рухнул в Яванское море вскоре после взлета. На борту было 189 человек, все они погибли. 
  • Через несколько месяцев, в 2019-м, произошла еще одна трагедия — Boeing 737 MAX авиакомпании Ethiopian Airlines упал через несколько минут после вылета из Аддис-Абебы. Погибли все 157 человек на борту. 
  • Расследование показало, что причиной трагедий стала некорректная работа системы автоматического управления полетом, из-за которой экипаж терял контроль над машиной.

История вопроса

После этих авиакатастроф Boeing столкнулась с судебными исками и расследованиями комиссии Конгресса США.

  • В США против производителя самолетов завели дело о подлоге. Министерство юстиции заявило, что компания намеренно предоставляла ложные данные о своих самолетах модели Boeing 737 MAX в регулирующие органы, чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию. 
  • В результате дело удалось урегулировать — в январе 2021 года компания обязалась выплатить $2,5 млрд. Из этой суммы $243,6 млн пошло на штрафы, $1,77 млрд — на компенсацию авиаперевозчикам, $500 млн — в фонд для жертв авиакатастроф с участием самолетов Boeing 737 MAX.
  • После этого судебные преследования прекратились, а самолеты 737 MAX вновь начали летать. Ранее большинство авиакомпаний приостановили использование этих моделей после катастроф, но Boeing внес изменения в конструкцию 737 MAX, и запрет был снят.

В то же время об условиях сделки с Минюстом не поставили в известность родственников погибших в авиакатастрофах. Один из окружных судов в США постановил, что это нарушение закона о правах жертв. Пол Касселл, адвокат, представляющий семьи жертв, выразил надежду, что показания родственников убедят суд ужесточить наказание для Boeing. «Было непостижимо, что с таким смертельным преступлением можно было разобраться с такой снисходительностью», — отметил он.

Контекст

737 MAX оказался самой настоящей головной болью для компании, скандал с ним обернулся финансовыми и репутационными потерями. Когда-то процветающая компания уже несколько лет подряд теряет миллиарды долларов и отстает на рынке от конкурентов.

  • В 2019 году корпорация Boeing впервые более чем за 20 лет отчиталась о годовых убытках в $636 млн из-за двух авиакатастроф.
  • Через год самолеты вновь разрешили эксплуатировать в США, однако это не помогло поправить финансовое положение компании. Из-за пандемии Boeing в 2020-м понесла убытки почти на $12 млрд.
  • В 2021 году Boeing сообщила о первом прибыльном квартале за пандемию, а аналитики начали предсказывать ее постепенный выход из кризиса. По итогам того года компания все еще оставалась убыточной, ей удалось сократить потери до $4,3 млрд. 
  • Но закрепить успех не удалось. Минувший, 2022 год производитель самолетов закончил с убытком в $5 млрд. Сказались перебои в цепочках поставок и другие сложности, отмечают эксперты.
  • А главный конкурент, компания Airbus, по итогам 2022-го в четвертый раз подряд обошла Boeing: она поставила 661 лайнер против 480, проданных Boeing. 

За чем следить

Проблемы с судебными исками, которые грозят серьезными репутационными потерями, появились и у Airbus. Во Франции возобновили рассмотрение дела о крушении A330 над Атлантикой в 2009 году.

  • Авиакомпанию Air France и авиастроительную компанию Airbus обвиняют в непредумышленном убийстве 216 пассажиров и 12 членов экипажа, летевших из Рио-де-Жанейро в Париж.
  • Трагедия случилась, потому что кристаллы льда забили каналы датчиков воздушного давления — трубки Пито. Экипаж из-за этого перестал получать информацию о высоте полета и скорости воздушного судна, и самолет начал падать. Пилоты попытались предотвратить катастрофу и начали поднимать нос самолета вверх, но допустили ошибку — согласно инструкции, действовать надо было наоборот. Air France обвинили в плохой подготовке сотрудников, Airbus — в поставке некачественных трубок Пито.
  • Разбирательство длилось 13 лет, в 2019 году следствие было закрыто, так как суд не смог установить, чья ошибка стала причиной крушения. Однако теперь постановление трехлетней давности отменили, и родственники вновь получили надежду на правосудие.

Фото обложки: Jose Luis Magana / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано