Мир в огнеДетали

Boeing 737 MAX совершил первый коммерческий рейс после 20 месяцев запрета

Крушения лайнеров этой модели унесли жизни 346 человек меньше чем за год.

В ходе расследования катастроф выявили ряд серьезных проблем в  производстве самолетов.

Бразильский лоукостер Gol выполнил первый в мире коммерческий рейс самолета Boeing 737 MAX после остановки его эксплуатации весной 2019 года. 

  • Лайнер авиакомпании вылетел из Сан-Паулу 9 декабря в 08:41 по местному времени (14:41 мск) и спустя чуть больше часа приземлился в аэропорту Порту-Алегри. 
  • Ранее авиакомпания сообщала, что Boeing 737 MAX будет следовать по маршрутам из Сан-Паулу и обратно. При этом пассажиров будут информировать на сайте компании о полетах именно в этом самолете. Если они не захотят им лететь, то смогут бесплатно поменять рейс. 
  • По данным AFP, первый рейс Boeing 737 MAX после снятия запрета был заполнен на 88% при вместимости в 186 пассажиров. Однако информагентство отметило, что экипаж не уведомлял пассажиров о том, что самолет этой модели выполняет первый коммерческий рейс после запрета. 

Причины запрета 

Новейшие самолеты Boeing 737 MAX начали эксплуатировать в октябре 2017 года. Спустя год произошла первая катастрофа с их участием. 

  • 29 октября 2018 года лайнер индонезийской авиакомпании Lion Air упал в море вскоре после взлета из аэропорта Джакарты, погибли 189 человек. 
  • После крушения самолета Boeing выпустил инструкцию, которая должна была исключить повторение трагедии. Однако это не помогло предотвратить новую катастрофу. 10 марта 2019 года в Эфиопии разбился лайнер авиакомпании Ethiopian Airlines, погибли 157 человек. Пилоты распознали проблему до столкновения с землей и попытались выправить положение лайнера вручную, отключив MCAS (автоматическую систему улучшения управления самолетом). Однако позже выяснилось, что они не выполнили один из пунктов инструкции, из-за чего MCAS снова активировалась. 
  • После этой катастрофы полеты Boeing 737 MAX приостановили по всему миру, а сама компания заморозила их производство. 

Расследование 

В сентябре Комитет по транспорту и инфраструктуре Конгресса США провел собственное расследование причин случившихся авиакатастроф. Выяснилось, что корпорация Boeing скрывала от американских властей и пилотов информацию о ряде проблем самолета 737 MAX, а при его производстве и запуске в использование были допущены нарушения.

  • Лайнер создавали в спешке, чтобы не отстать от основного конкурента — Airbus. 
  • Эксперты Федерального управления гражданской авиации США (FAA) недостаточно тщательно следили за разработкой и процессом сдачи в эксплуатацию этой модели. 
  • Boeing оказывала давление на чиновников, чтобы получить разрешение на полеты вопреки необходимым техническим процедурам.  
  • MCAS работала не так, как предполагали создатели самолета. Она уводила лайнер в пике. 
  • Пилоты не знали о сложностях MCAS и не были готовы к аварийным ситуациям. 
  • СМИ также выяснили, что Boeing не обучала летчиков работе с этой системой, заявляя, что в этом нет необходимости. По информации распространяемой компанией, управление 737 MAX и предыдущей версией — 737 — одинаковое. 
  • Среди материалов расследования конгрессменов оказалась и личная переписка сотрудников компании. Один из них прямым текстом говорил, что «этот самолет разработан клоунами, которыми в свою очередь руководят обезьяны», а другой работник признался, что не посадил бы семью в Boeing 737 MAX.

Отмена запрета 

В ноябре FAA разрешило возобновить эксплуатацию Boeing 737 MAX при условии, что компания внесет изменения в программное обеспечение и оборудование самолетов для решения выявленных проблем. 

  • Глава ведомства Стивен Диксон сообщил в интервью агентству Reuters, что уверен в стопроцентной надежности Boeing 737 MAX, но все же считает, что инженерам есть что доработать в системе безопасности лайнера. 
  • Ограничения на эксплуатацию окончательно снимут, когда эксперты полностью убедятся в корректной работе MCAS и навыках экипажей по работе с ней. Для этого лайнеры пройдут дополнительную техническую проверку, а Boeing изменит программу обучения пилотов. 
  • После решения американского авиарегулятора представитель Boeing заявил, что будет добиваться возобновления полетов 737 MAX по всему миру.
  • В октябре Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) признало Boeing 737 MAX достаточно безопасным для возобновления полетов до конца 2020 года.
  • Возобновить рейсы Boeing 737 MAX разрешила и Бразилия. Другие страны пока возобновление эксплуатации самолета не санкционировали.
  • В начале декабря обновленный самолет 737 MAX выполнил демонстрационный полет с журналистами на борту. Меньше чем за час лайнер авиакомпании American Airlines перевез пассажиров из Далласа в штате Техас в Талсу в штате Оклахома. 
  • Сейчас Boeing уже подготовил к поставкам 450 самолетов этой модели. До конца года производитель надеется передать заказчикам половину всех лайнеров. К 2021 году заказанные 737 MAX будут поставлены авиакомпаниям United Airlines, American Airlines и Southwest Airlines. На прошлой неделе Boeing также получил заказ от Ryanair на еще 75 самолетов 737 MAX к 100 ранее заказанным.
Копировать ссылкуСкопировано