КапиталДетали

Безубыточный Ozon

Как Ozon удалось впервые выйти в операционный плюс и стоит ли заходить в онлайн-ритейл с учетом потенциала рынка.

На этой неделе рынок порадовал Ozon. Компания сообщила, что впервые за 25 лет своего существования вышла в операционный плюс (по показателю EBIDTA). Удалось это ей благодаря оптимизации бизнеса и активных инвестиций в его развитие. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», насколько активно растущий онлайн-ритейл — хорошая идея для того, чтобы заходить в такие бумаги.

Что случилось

Одной из главных новостей этой недели стал отчет гиганта российского онлайн-ритейла Ozon за второй квартал 2022 года. После того как компания сообщила, что впервые за 25 лет смогла пройти точку операционной безубыточности и выйти в плюс по показателю EBIDTA: 188 млн рублей против минус 9,1 млрд рублей годом ранее. На этом фоне акции Ozon пошли вверх, подскочив на Мосбирже более чем на 13%.

Инфографика "Московские новости"

У инвесторов есть поводы для оптимизма. Валовый оборот товаров и услуг компании увеличился до 171 млрд руб. Это в 3 раза больше, чем у направления e-commerce у главного конкурента Ozon — «Яндекса». Кроме того, менеджмент Ozon настроен более чем оптимистично. В компании подтвердили свой прогноз, в котором они рассчитывают, что товарооборот вырастет более чем на 80% в годовом выражении. 

Наконец, у Ozon высокие темпы в плане бизнес-показателей. Число заказов стало больше на 121% (если сравнивать с уровнем год назад) — 90,2 млн, число покупателей — почти на 70% до 30,7 млн человек, а количество продавцов утроилось — до 150 тыс. 

В рамках своих прошлых отчетов в Ozon говорили, что компания тратит много денег на развитие и рекламу и не знает, когда она станет прибыльной. Именно поэтому рынок так порадовало то, что онлайн-ритейлер сумел выйти в плюс по EBIDTA. С одной стороны, это не чистый заработок компании — это доход до налогообложения, до выплат процентов по кредитам и амортизации. С другой — это первый шаг на пути к чистой прибыли, который все так ждали. 

Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях»

Постковидный онлайн-ритейл 

Несмотря на то, что бум развития онлайн-ритейла ожидаемо пришелся на время пандемии, даже после ее относительного завершения этот рынок продолжает расти. Как напоминает эксперт, в России за первое полугодие этот сегмент увеличился на 43%, при этом у Ozon наблюдался самый активный рост: плюс 113%. Это больше, чем у Wildberries 94%, у «Яндекс.Маркет» — 107%.

По мнению Романовича, одним из важных факторов успеха стала программа привлечения клиентов: за счет этого увеличивается число покупателей, вместе с ним и заказов, и продавцов.  

При этом в Ozon подчеркивают, что у них основной фокус на росте бизнеса. Они тратят много денег на его развитие, потому что сейчас основная задача компании — занять как можно большую нишу на растущем рынке онлайн-ритейла. Именно это заставляет Ozon вкладывать в логистику, строительство логистических центров, развитие курьерской сети. Кроме того, компания пытается не просто увеличить прибыль за счет прихода новых клиентов, но и сделать так, чтобы каждый из них больше тратил, увеличив среднюю выручку на пользователя. 

В целом частному инвестору, который рассматривает бумаги онлайн-ритейлеров как объект для вложений, стоит учитывать, что Ozon — один из лидеров российского рынка, но он не первый по объему бизнеса (это место занимает сейчас Wildberries).

Особенность российского рынка в том, что он очень фрагментированный. В отличие от зарубежных рынков, у нас много игроков и нет явного лидера. Например, в Китае всего три компании занимают 80% сегмента онлайн-ритейла, в Бразилии 80% делят четыре компании. У нас же на Wildberries, OZON и «Яндекс.Маркет» вместе приходится около 20%. Наш рынок большой и растущий, но не настолько концентрированный, а это значит, что у него больше потенциал, ведь много игроков, которых можно поглощать и за счет которых можно расти.

Затраты 

Правда, нужно понимать, что для того, чтобы поддерживать такие темпы роста, тому же Ozon придется большую часть выручки инвестировать в логистику и рекламу. 

Это значит, что частному инвестору нужно быть готовым к тому, что компания будет много тратить, ведь растущий рынок требует вложений в развитие бизнеса. Соответственно, говорить о чистой прибыли в ближайшем времени не приходится. Ozon — это скорее история про веру в рост, кратный через 3–5 лет. Соответственно, если вы заходите в бумаги Ozon сейчас, то должны быть готовы к тому, чтобы долго ждать. Те, у кого хватит терпения, увидят те самые долгожданные результаты. 

Таким образом, быстро заработать на активах Ozon не получится. Вряд ли попытки спекулировать на отчетности дадут большую прибыль инвестору. Скорее, бумаги компании стоит рассматривать как выгодный, но долгосрочный проект.