В цифрах
Эксперты прогнозируют, что к концу 2023-го рынок музыкального стриминга в России вырастет в деньгах на 10–15%, полностью компенсировать падение рынка, которое произошло в 2022-м, сервисам вряд ли удастся.
Контекст
Обрушение рынка музыкального стриминга в 2022 году произошло из-за ухода из России мейджоров, включая Sony Music, которая к тому же отозвала у российских стриминговых сервисов разрешение на использование треков ряда зарубежных исполнителей, включая Гарри Стайлса и Бейонсе.
Перспектива
В 2023 году продолжит расти не только легальный, но и пиратский рынок музыки, считают аналитики. В том числе многие россияне продолжат пользоваться подписками ушедших с рынка музыкальных стримингов, освоив обход ограничений.
В мире
Мировые доходы музыкальной отрасли в 2022-м выросли до $26,6 млрд. На стриминговые сервисы пришлось две трети общей прибыли. Spotify занял 30,5% мирового рынка, Apple Music — 13,7%.
В цифрах
- К концу 2023 года рынок музыкального стриминга в России вырастет в деньгах на 10–15%, подсчитали эксперты агентства InterMedia. Однако компенсировать падение 2022-го все еще не удастся: в прошлом году объем рынка оценивали в 5–7 млрд рублей. Это на 30–50% меньше, чем в 2021-м.
- В МТС Music предполагают, что по итогам года объем рынка вырастет на 20%. Представители отрасли отмечают, что российские пользователи только привыкают платить за подписки. Так, например, по итогам четвертого квартала 2022 года ежемесячная слушающая аудитория сервиса «Яндекс Музыка» выросла в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
- При этом если сравнивать проценты населения с подпиской на музыкальный стриминг в США и в России, в последней цифра «несопоставимо» ниже, отмечают эксперты.
Контекст
- Обрушение рынка музыкального стриминга в 2022 году вызвано уходом из России мейджоров, среди которых Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group. В связи с этим российские стриминги лишились части репертуара некоторых исполнителей. Например, Sony Music, заявив об окончательном уходе с рынка в сентябре 2022-го, потребовала удалить треки зарубежных исполнителей, включая Гарри Стайлса, AC/DC и Бейонсе, которые были выпущены до февраля 2022-го.
- По данным представителей отрасли, более половины денежного оборота музыкальной отрасли в России обеспечивали покинувшие страну Spotify и Apple Music. Сегодня же на рынке присутствует несколько крупных отечественных игроков — «Яндекс Музыка», «VK Музыка», «Звук» и «МТС Музыка». Число их пользователей выросло за прошлый год. Например, сервис «Звук», который входит в подписку «Прайм» от «Сбера», зафиксировал рост аудитории на 30%.
- Однако такие платформы работают по корпоративной и отчасти рекламной модели: основная цель сервисов — привлечение аудитории к основному бизнесу. Они либо бесплатны для пользователей, либо являются бонусом внутри пакета услуг, поэтому практически не создают рынку денежного оборота, отмечают эксперты.
Перспектива
- По данным на август 2022-го, 10% россиян использовали исключительно пиратские сайты для прослушивания музыки. Для сравнения: в период с января по февраль прошлого года этот показатель составлял 6,2%. В 2023 году продолжит расти не только легальный, но и пиратский рынок музыки, прогнозируют аналитики.
- Так, в магазинах приложений Play Market и AppStore есть сервисы, которые дают возможность прослушать альбомы зарубежных исполнителей, недоступные на легальных стримингах, пишет «Коммерсант». Это, например, приложение Zaycev.net, через которое можно загрузить музыку, скачанную на торрентах.
- Кроме того, россияне продолжают активно оформлять подписки на ушедшие с рынка музыкальные стриминги в обход ограничений. Например, сайт Podpiska.org предлагает активировать премиум-аккаунт Spotify.
В мире
- Мировые доходы от музыкальной отрасли в 2022-м выросли до $26,6 млрд. Это самый высокий показатель с 1990-х годов. Росту прибыли во многом способствовал стриминг, который на данный момент приносит две трети доходов.
- Во втором квартале 2022-го 30,5% мирового рынка музыкального стриминга пришлось на Spotify. Это почти вдвое больше, чем у второго глобального игрока — Apple Music (13,7%). Еще 13,4% занимает Tencent Music и 8,9% — у YouTube.
- В феврале 2023-го Spotify стал первым музыкальным стримингом, который собрал больше 200 млн платных подписчиков. Согласно отчету компании, 205 млн пользователей имели учетную запись Spotify Premium. Еще 295 млн человек пользовались сервисом бесплатно с рекламой.
- Apple Music, в отличие от Spotify, не публикует количество своих пользователей, однако аналитики предполагают, что сервис к 2025-му достигнет цифры в 110 млн платных подписчиков.
- Число пользователей YouTube Music и Premium в 2022 году достигло отметки в 80 млн. Пытаясь конкурировать со Spotify, сервис планирует запустить подкасты. Дело в том, что Spotify считает подкасты одним из драйверов роста и делает упор на эксклюзивы, чтобы расширить аудиторию и удержать пользователей.
Фото обложки: Владимир Гердо / ТАСС