Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

Автор музыки к «Бэтмену», «Симпсонам», «Людям в Черном» Дэнни Эльфман выпустил свой альбом

Это его вторая сольная пластинка за 42 года карьеры. Кинокомпозитор получил множество наград и был четырежды номинирован на «Оскар».

В пятницу вышел Big Mess — второй сольный альбом в дискографии композитора и певца Дэнни Эльфмана. За свою карьеру он написал множество саундтреков: в его резюме четыре номинации на «Оскар», две «Эмми», премия «Грэмми», музыка более чем к сотне голливудских картин, включая шестнадцать — к фильмам режиссера Тима Бертона («Бэтмен», «Эдвард руки-ножницы», «Сонная Лощина», «Чарли и шоколадная фабрика»).

  • Big Mess — первый альбом с 1984 года, записанный Дэнни Эльфманом не для кино. Тогда музыкант издал пластинку под названием So-Lo. В чарт Billboard 200, индексирующий коммерческий успех альбомов в США, запись попасть не смогла.
  • Первоначально Эльфман не собирался записывать альбом, а сочинил всего две песни — Sorry и Happy. Их музыкант планировал представить во время выступления на американском музыкальном фестивале Coachella в 2020 году, однако из-за пандемии Covid-19 мероприятие было отменено. Во время карантина Эльфман в результате принялся расширять замысел музыки, написал и записал целый альбом.
  • Эльфман на Big Mess поет, играет на гитаре и синтезаторах. Кроме него в записи альбома приняли участие еще пятнадцать человек: среди них барабанщик Джош Фриз (бывший участник концертных составов групп Guns ‘N Roses, Weezer, Devo и A Perfect Circle), гитарист Робин Финк (участник концертного состава Nine Inch Nails) и вокалистка Петра Хейден (бывшая участница группы Tito & Tarantula).
  • В числе первых отзывов на пластинку — большой текст об Эльфмане авторства корреспондента газеты The Los Angeles Times Рэндалла Робертса под заголовком «Дэнни Эльфману еще есть что доказывать», в котором Big Mess охарактеризован, в частности, как «самая близкая к рок-н-роллу запись в карьере Дэнни Эльфмана».

Кто такой Дэнни Эльфман

  • Дэнни Эльфман родился и вырос в Лос-Анджелесе. Его мать — романистка Блоссом Эльфман, а брат Ричард — режиссер, актер и журналист, издатель журнала о еде, вине, путешествиях и развлечениях Buzzine Magazine. Эльфман с детства любил саундтреки к классическим голливудским фильмам, театр и научную фантастику. Высшего музыкального образования композитор не имеет.
  • Эльфман начал свою карьеру в музыке с создания в 1979 году группы Oingo Boingo, вокалистом, автором песен и единственным постоянным участником которой он сам и являлся. Она записала с 1981 по 1994 год семь альбомов (восемь — если считать сольную пластинку Эльфмана So-Lo 1984 года, которая была несколько раз переиздана под именем Oingo Boingo). 
  • По мнению ведущего сайта о западной поп-музыке Allmusic, Oingo Boingo исполняли «театрализованную версию нью-вэйва», которая «совмещала в себе ска, рок, тяжелый металл и классическую музыку». Альбом первой группы Эльфмана Only a Lad 1981 года издания Allmusic оценил на 4,5 звезды из 5 возможных.
  • Семь альбомов Oingo Boingo попали в чарт Billboard 200, из них четыре добрались до одного из первых ста мест чарта. Наибольший успех в чарте ждал альбом Boingo-2 1994 года издания: пластинка достигла 71 строчки. Наивысшей позиции в чарте Billboard Hot 100, индексирующем коммерческий успех синглов в США, среди песен Oingo Boingo достиг в 1985 году сингл Weird Science, написанный как заглавная песня комедийного сериала «Ох уж эта наука!», — песня заняла 45-ю строчку.

Саундтреки

  • Работать над киномузыкой Эльфман стал параллельно карьере в Oingo Boingo: в 1985 году режиссер Тим Бертон предложил музыканту написать саундтрек к своей дебютной картине «Большое приключение Пи-Ви». Сотрудничество Эльфмана и Бертона стало впоследствии крайне регулярным: композитор написал саундтреки к шестнадцати (из девятнадцати) фильмов режиссера.
  • Кроме Бертона, Эльфман за свою карьеру сотрудничал с другими именитыми голливудскими режиссерами: в их числе — Гас Ван Сент (дважды номинант на «Оскар», обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля), Питер Джексон (трехкратный обладатель «Оскара», автор киноэпопей «Властелин колец» и «Хоббит») и Гильермо Дель Торо (двукратный обладатель «Оскара» за фильм «Форма воды»).
  • В числе оказавших наибольшее влияние на его творчество Эльфман называл Бернарда Херманна (автора саундтреков к фильмам Альфреда Хичкока), Нино Роту (обладателя «Оскара» за музыку к картине «Крестный отец 2») и Игоря Стравинского.
  • Эльфман известен еще и как автор музыки к различным телевизионным сериалам, анимационным фильмам и постановкам. В числе его работ — заглавная тема к мультсериалу «Симпсоны».

Награды и номинации Дэнни Эльфмана

1990: «Бэтмен» (реж. Тим Бертон)

https://www.youtube.com/watch?v=8JtDHoK9KL8

За тему к фильму Тима Бертона «Бэтмен» Эльфман получил «Грэмми». Правда, завоевала она заветную статуэтку не в кинономинации: Эльфману вручили ее за лучшую инструментальную композицию. Впрочем, сам саундтрек композитора к «Бэтмену» был тоже номинирован на «Грэмми» за лучшее музыкальное сопровождение к кинофильму, но отмечен наградой не был.

1993: «Кошмар перед Рождеством» (реж. Тим Бертон)

https://www.youtube.com/watch?v=SAfmjPwxspI

Саундтрек Эльфмана к кукольному анимационному мюзиклу Бертона оказался отмечен первой номинацией композитора на «Золотой глобус». Правда, музыка из «Кошмара перед Рождеством» в итоге проиграла саундтреку японского композитора Китаро к драме Оливера Стоуна «Небо и земля».

1997: «Умница Уилл Хантинг» (реж. Гас Ван Сент)

https://www.youtube.com/watch?v=hP5UcH6isuw

Еще одно плодотворное для Эльфмана сотрудничество, с Гасом Ван Сентом, многократно отмечалось полученными композитором номинациями. Вот и благодаря музыке к драме с Робином Уильямсом и Мэттом Деймоном в главных ролях, Эльфман получил свою первую номинацию на «Оскар».

1997: «Люди в черном» (реж. Барри Зонненфельд)

https://www.youtube.com/watch?v=1ylO94AJEAU

В 1997-м Эльфман получил еще одну номинацию на «Оскар» за лучший саундтрек. Он также написал музыку к одному из самых успешных блокбастеров 1997 года (589 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в 90 миллионов). Эльфман, однако, не смог получить награды в обоих категориях: в номинации «Лучший саундтрек к драме» победила музыка Джеймса Хорнера к «Титанику», а в номинации «Лучшая музыка к комедии или мюзиклу» (тогда их вручали отдельно) — саундтрек Энн Дадли к «Мужскому стриптизу».

2003: «Крупная рыба» (реж. Тим Бертон)

https://www.youtube.com/watch?v=__1JdQQ0Zso

Этот саундтрек оказался особенно успешен для Эльфмана: музыка к «Крупной рыбе» претендовала на «Оскар» и «Золотой глобус». Обе награды Эльфман получить не смог, киноакадемики и эксперты сделали выбор в пользу саундтрека Говарда Шора к «Властелину колец: Возвращение короля».

2008: «Харви Милк» (реж. Гас Ван Сент)

https://www.youtube.com/watch?v=Waxh-94fuWA

Этот байопик про первого американского открытого гея-политика получил восемь номинаций на «Оскар», но взял всего две награды: за лучший оригинальный сценарий и за лучшую мужскую главную роль (Шон Пенн). Эльфман по традиции свою номинацию тоже проиграл, на этот раз — музыке А.Р. Рахмана к «Миллионеру из трущоб». 

Копировать ссылкуСкопировано