КапиталДетали

Ассортимент российского авторынка за 7 лет уменьшился на треть. Что на это повлияло

С 2014 по 2021 год в РФ перестали продавать 143 модели автомобилей. Сильнее всего «ужались» американские бренды — сейчас они продают на 65% моделей меньше.

Основная причина сокращения ассортимента — снижение объемов продаж. Другие факторы — повышение утилизационного сбора, а также продолжающийся дефицит полупроводников.

Что произошло

За 7 лет в России исчезла треть моделей автомобилей: на 65% сократилось предложение американских брендов, на 43% — японских, на 30% — европейских.

Детали

Среди самых известных брендов, которые покинули российский рынок, — SsangYong и Datsun.

Причины

Основная причина сокращения ассортимента машин — снижение объемов продаж. На ситуацию также повлияло повышение утилизационного сбора и другие факторы.

За чем следить

С рынка уходят CX-30 от Mazda, Kia Proceed, не исключают остановку продаж китайские бренды Zotye и Lifan.

Что произошло

За 7 лет модельный ряд продаваемых в России автомобилей сократился на треть, подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат».

  • С 2014 по 2021 год число моделей машин на российском рынке сократилось на 143 (32%) и впервые опустилось ниже 300.
  • Больше всего сократили ассортимент американские бренды — на 65%, с 40 до 14 моделей.
  • На 43% уменьшили ассортимент японские бренды, с 2014 года из продажи они убрали машины 41 модели.
  • Европейские компании стали продавать меньше на 61 модель, в процентном соотношении это около 30%.
  • Российские, корейские и китайские производители убрали с рынка от 2 до 10 моделей.

Детали

Среди самых известных брендов, которые покинули российский рынок, — SsangYong и Datsun.

  • SsangYong не смог пережить кризис, связанный с пандемией COVID-19. На начало 2021 года машины этой марки было практически невозможно найти у дилеров. В конце декабря 2020 года компания объявила о банкротстве. Концерн, впрочем, еще могут спасти — в его покупке заинтересован стартап Edison Motors, который занимается электробусами и электрогрузовиками.
  • В декабре 2020-го с линии главного конвейера АвтоВАЗа сошел последний автомобиль бренда Datsun. Решение свернуть выпуск недорогих седанов on-DO и хетчбэков mi-DO было принято на фоне «нестабильной рыночной ситуации» и «снижения объема продаж новых автомобилей».
  • Китайский бренд Hawtai, работавший в России под торговой маркой HTM, тоже ушел в российского рынка. О прекращении поставок дилерам сообщили еще в 2019 году, а в 2020 году отношения с дистрибьютором окончательно прекратились. В России бренд предлагал автомобили Boliger и Laville.

Причины

Автопроизводители сокращали свой ассортимент или вовсе уходили с рынка по разным причинам. Основная из них — снижение объемов продаж.

  • По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в октябре 2021 года сократились на 18,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, было продано около 126 тыс. машин — на 27,9 тыс. меньше. С начала года продано 1,3 млн автомобилей (на 10,5% больше, чем в прошлом году).
  • Автопроизводители сообщили о снижении доходов по итогам 2020 года: АвтоВАЗ недосчитался 12% от показателей допандемийного 2019-го, у Kia реализация машин упала на 11% и на 10% снизились доходы, у Hyundai выручка упала на 11%, Renault — на 19%, а Volkswagen впервые с 2016 года задекларировал убыток в 16,8 млрд рублей.
  • Кроме того, на рынок повлияла политика государства, направленная на поддержание и стимулирование внутреннего производства (льготы, компенсации сборов и участие в госпрограммах доступны в большинстве случаев тем производителям, которые инвестировали в заводы в РФ), в том числе планомерное повышение утилизационного сбора, что сказалось в первую очередь на импортных моделях.
  • Также значительную роль сыграла неправильно выбранная тактика развития брендов (например, слишком высокие цены или отказ от массовых моделей).
  • На ситуацию влияет и продолжающийся дефицит полупроводников, который возник из-за пандемии и торговых войн США и Китая. Больше всего нехватка чипов сказалась на автопроизводителях, которые используют их для программного обеспечения машин. О проблемах заявляли GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.

За чем следить

Часть производителей уже сообщили об остановке поставок определенных моделей, судьба других пока под вопросом.

  • Mazda приостановила поставки кроссовера CX-30. По данным на середину сентября, у дилеров оставался небольшой запас машин, но скоро они будут распроданы. CX-30 стал жертвой дефицита микрочипов: объем производства сокращен, и отгрузка деталей на завод во Владивостоке, где собирали машины для российского рынка, была прекращена.
  • С российского рынка уходит и спорт-универсал Kia Proceed. Эту модификацию снимают с продаж. Причина — слабый спрос на модель: с января по август доля Proceed составила менее 2% от общего количества проданных машин семейства Ceed.
  • В 2022 году в России полностью прекратятся официальные продажи автомобилей Honda. Компания объявила об уходе с российского авторынка в декабре 2020 года, решение объяснялось «реструктуризацией операций в условиях продолжающихся изменений в мировом автопроме». Эксперты считают, что на уход с рынка могло повлиять отсутствие у компании производства в России.
  • В феврале 2021 года сообщалось, что с октября 2020 года китайский бренд Zotye не продал в России ни одного автомобиля. По последним данным, в 2021 году единичные продажи автомобилей все же были, а российское представительство бренда «ждет позитивных изменений в судьбе концерна Zotye Auto в Китае».
  • Может уйти с рынка и марка Lifan: летом 2020 года компания стала банкротом, но была спасена, став частью китайского концерна Geely. В январе 2021 года стало известно, что в Китае Lifan займется выпуском электрокаров для таксопарков, однако о планах по присутствию марки в других странах не сообщалось.
Копировать ссылкуСкопировано