Культурный кодДетали

Армения получит €3 млн от ЕС за отказ от использования наименования «коньяк»

Деньги пойдут на разработку нового названия для армянского спиртного напитка, а также на его рекламу.

Власти Армении одобрили финансовое соглашение с ЕС о предоставлении Еревану €3 млн в рамках отказа от использования слова «коньяк» в наименовании алкогольной продукции этой страны, сообщает агентство PanArmenian. В будущем Армения обязана полностью отказаться от производства алкогольных напитков под названием «коньяк».

  • Программа плавного отказа от использования названия финансируется из бюджета ЕС в рамках Европейского инструмента соседства
  • Цель финансового соглашения заключается, в частности, в том, чтобы помочь алкогольной промышленности Армении сохранить свою конкурентоспособность на внешнем рынке.
  • Предполагается, что €3 млн, выделенных ЕС, пойдут на разработку нового названия для армянских виноградных дистиллятов и маркетинг на внутреннем и внешнем рынках.

Контекст 

«Коньяк»‎ запатентованное Францией и географически защищенное наименование (AOC, Appellation d’Origine Contrôlée). Такое название может иметь только крепкий алкогольный напиток (бренди), который произвели в определенном регионе — французском департаменте Шаранта, где находится город, давший наименование напитку, — Коньяк. Он производится по особой технологии из определенных сортов винограда и относится к одной из разновидностей бренди.

В СССР, в том числе и в Армении, входившей в состав Советского Союза как союзная республика до 29 августа 1990 года, коньяком назывался любой бренди, производимый по технологии, близкой к технологии производства французского коньяка. 

В 2017 году Армения и Евросоюз подписали соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве, которое среди прочего регулировало и использование названия «коньяк». Страна получила право в течение 25 лет экспортировать свою продукцию под этим наименованием, после чего обязана полностью отказаться от него. В течение 14 лет Ереван должен отказаться от использования наименования на местном рынке. 

С 2032 года в Армении должны будут полностью прекратить производить алкоголь с использованием слова «коньяк». До 2043 года страна обязана распродать все запасы с подобным наименованием. 

Соглашение полностью вступило в силу в марте 2021 года, 10 июня власти Армении утвердили финансовый механизм его воплощения.

В настоящее время из Армении в европейские страны армянский виноградный дистиллят экспортируется как бренди, а в страны Евразийского экономического союза — как коньяк. 

Ситуация с шампанским 

В соответствии с «Мадридским соглашением о международной регистрации знаков» от 1891 года в Европе и большинстве других стран название «шампанское» защищено законом как название игристого вина, произведенного в одноименной области Франции по установленным для такого вина стандартам — по определенной технологии и из конкретного сорта винограда. Исключительное право Франции на наименование подтверждено Версальским Мирным Договором в 1919 году.

Документ о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве Армении с ЕС также регламентирует отказ от названия «шампанское»‎ в алкогольной продукции этой страны. Для вина срок отказа короче, чем для коньяка: два года на местном рынке и три на зарубежном.

В России Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Росалкогольрегулирование (РАР) в 2013 году заявило, что на кириллице слова «коньяк» и «шампанское» не имеют географической привязки к известным французским провинциям, они обозначают виды продукции, которые закреплены в ГОСТах.

Какие продукты уже защищены правовым статусом

В ЕС используются несколько правовых статусов для продукции, которая выпускается в определенных местах и по определенной технологии. 

  • Самая строгая степень защиты — Protected Designation of Origin (PDO ) или защищенное обозначение происхождения. Регистрация в этой группе подразумевает, что товар производится только в строго определенном регионе.  
  • Protected Geographical IndicationPGI (PGI) — защищенное географическое наименование. Такая степень защиты распространяется в том числе на наименование «коньяк» и «шампанское», а также, например, на сыры «чеддер» (Великобритания, назван по наименованию деревни Чеддер в графстве Сомерсет) и «пармезан» (Италия, назван по наименованию провинций Парма и Реджо-нель-Эмилия).

Французы стремятся законодательно защитить не только коньяк и вина. Особый статус, например, имеют сыры. Кроме того, географические названия в наименовании своей продукции зарегистрировали производители мяса из 60 регионов, в числе таких нормандская свинина, байонский окорок, говядина из Шалузы, фуа-гра из Гаскони, эльзасский паштет.

В 2005 году Греция добилась статуса продукта с защищенным обозначением происхождения (PDO) для традиционного греческого сыра фета. Это значит, что технология его производства жестко регламентирована, отклоняться от нее нельзя, а другие страны не имеют права производить фету.

В России в 2019 году Госдума приняла закон, закрепляющий в гражданском кодексе понятие «географическое указание»‎ как новый объект интеллектуальных прав. Эта инициатива также известна как закон о региональных брендах. Речь идет, например, о камчатском крабе, башкирском меде, тульском прянике, кубанском сале, белевской пастиле и других продуктах. 

Фото обложки: Хачатрян Мхитар/ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано