За чем следить
Власти Парижа готовят референдум по вопросу работы сервисов аренды электросамокатов. Чиновники признали, что им не хватает полномочий для регулирования сферы кикшеринга, и предложили жителям полностью от него отказаться.
Контекст
Кикшеринг в Париже начал бурно развиваться в 2018-м, спустя год власти города назвали ситуацию на этом рынке «анархической», ужесточили требования к пользователям электросамокатов и сократили число сервисов по аренде. Но серьезных изменений это не принесло.
Мировая практика
В центре Копенгагена использование арендованных электросамокатов запрещено, в Хельсинки нельзя ездить на них по ночам в выходные, а в Лондоне ими разрешено пользоваться только тем, у кого есть водительские права.
В цифрах
Оборот мирового рынка кикшеринга в 2022-м составил $1 млрд, в России — 13,3 млрд рублей. В число пользователей сервисов аренды электросамокатов входят около 100 млн жителей планеты и около 15 млн россиян.
За чем следить
В Париже готовятся к референдуму о запрете прокатных электросамокатов. Голосование пройдет в воскресенье, 2 апреля. Результат референдума может сделать Париж первым мегаполисом в мире, который полностью запретит работу сервисов
- Жителям французской столицы зададут один вопрос: «Нужно ли запретить работу сервисов по аренде электросамокатов или нет?».
- Мэр Парижа Анн Идальго рассказала, что в администрации города давно обсуждают вопрос о полном запрете работы таких сервисов, но последнее слово чиновники решили оставить за жителями.
- Те, кто выступает за запрет на использование этих транспортных средств, недовольны тем, что клиенты сервисов кикшеринга часто ездят на одном самокате вдвоем и даже втроем, заезжают в пешеходные зоны, оставляют электросамокаты в отдаленных частях парков и загромождают ими тротуары.
- Парижские чиновники признали, что принятое ранее решение об ужесточении правил работы сервисов кикшеринга не улучшило ситуацию, а для полного регулирования их деятельности у власти нет полномочий.
- Представители самих сервисов аренды самокатов считают, что введение запрета станет шагом назад для города и лишит местных жителей экологичного вида транспорта.
Регулированием сферы электросамокатов займутся и на уровне страны — власти Франции намерены ужесточать законы не только в отношении сервисов кикшеринга, но и для всех владельцев двухколесных средств.
Среди обсуждаемых нововведений — установление минимального возраста для пользователей электросамокатов в 14 или 16 лет, а также введение идентификационных номеров для этого транспорта.
Контекст
- Сервисы кикшеринга начали работать в Париже летом 2018 года. Спустя всего 1,5 месяца после запуска сервиса проката Lime общий пробег самокатов компании по Парижу составил 240 тыс. км.
- Позже на рынок кикшеринга в Париже вышли еще 12 аналогичных сервисов, на улицах столицы Франции появилось около 20 тыс. двухколесных транспортных средств.
- Беспорядочная езда на электросамокатах вызвала волну недовольств местных жителей — пользователи ездили быстро, «подрезали» людей на тротуарах и бросали самокаты где придется, чем провоцировали многочисленные ДТП.
- В 2019 году мэр Парижа назвала ситуацию с кикшерингом «анархической» и ввела лицензирование для этих сервисов.
- В результате число прокатных фирм уменьшилось до трех — по 5 тыс. двухколесных транспортных средств на каждую.
- С 2019 года в Париже также запретили ездить на самокатах с пассажирами, по тротуарам и быстрее 20 км/ч.
Мировая практика
- С 2021 года в центре Копенгагена запрещено оставлять прокатные электросамокаты. Припаркованные в неположенном месте двухколесные средства убирают городские службы, а счет за эвакуацию оплачивает прокатная компания.
- В том же году власти Финляндии запретили использование электросамокатов в выходные дни по ночам в Хельсинки и ограничили разрешенную скорость до 20 км/ч во всех городах, а в ночное время — до 15 км/ч.
- В Лондоне электросамокаты находились под полным запретом, и лишь в 2020 году власти сделали исключение для прокатных самокатов — на них можно ездить по улицам и велодорожкам, но только тем, у кого есть водительские права.
- В Нью-Йорке брать в аренду электросамокаты могут только пользователи старше 16 лет, ездить разрешено только по велодорожкам, а в центре города кикшеринг полностью запрещен.
В цифрах
- Между тем популярность сервисов аренды электросамокатов год от года повсеместно растет — мировой оборот кикшеринга в 2022 году составил $1 млрд, к 2023 году он, как ожидается, вырастет до $1,8 млрд, а к 2027 году — до $2,9 млрд. Сервисами электросамокатов в мире пользовались около 100 млн человек, к 2027 году на эти транспортные средства пересядут как минимум 134 млн человек, прогнозируют эксперты.
- В России объем рынка кикшеринга в 2022 году составил 13,3 млрд рублей, превысив показатели 2021-го на 64%. Ожидается, что к 2025 году рынок вырастет втрое по сравнению с 2022-м и его оборот достигнет 39,5 млрд рублей.
- Если в 2022 году сервисами кикшеринга в России пользовались порядка 15,5 млн раз, то к 2025 году, эта цифра, как ожидается, увеличится до 280 млн, а по некоторым прогнозам — до 460 млн.
По мнению аналитиков, основная причина, по которой все больше людей в мегаполисах «пересаживаются» на прокатные самокаты, — это удобство передвижения. Особенно это актуально в тех местах, где нет общественного транспорта или его маршруты не слишком удобны. Также у пользователей кикшеринга есть возможность оставить самокат рядом с местом работы или домом, не беспокоясь о его сохранности.