Правила игрыДетали

«Анархический» кикшеринг: власти Парижа намерены попрощаться с сервисами по аренде электросамокатов

Власти французской столицы признали, что им не хватает полномочий для регулирования отрасли кикшеринга, и предложили жителям полностью от него отказаться.

Сторонники введения запрета отмечают, что двухколесные транспортные средства разбросаны буквально по всем тротуарам и паркам столицы Пятой республики. Но многие считают, что вероятный запрет станет шагом назад.

За чем следить

Власти Парижа готовят референдум по вопросу работы сервисов аренды электросамокатов. Чиновники признали, что им не хватает полномочий для регулирования сферы кикшеринга, и предложили жителям полностью от него отказаться.

Контекст 

Кикшеринг в Париже начал бурно развиваться в 2018-м, спустя год власти города назвали ситуацию на этом рынке «анархической», ужесточили требования к пользователям электросамокатов и сократили число сервисов по аренде. Но серьезных изменений это не принесло.

Мировая практика 

В центре Копенгагена использование арендованных электросамокатов запрещено, в Хельсинки нельзя ездить на них по ночам в выходные, а в Лондоне ими разрешено пользоваться только тем, у кого есть водительские права. 

В цифрах 

Оборот мирового рынка кикшеринга в 2022-м составил $1 млрд, в России — 13,3 млрд рублей. В число пользователей сервисов аренды электросамокатов входят около 100 млн жителей планеты и около 15 млн россиян. 

За чем следить

В Париже готовятся к референдуму о запрете прокатных электросамокатов. Голосование пройдет в воскресенье, 2 апреля. Результат референдума может сделать Париж первым мегаполисом в мире, который полностью запретит работу сервисов кикшеринга, пишет Bloomberg.

  • Жителям французской столицы зададут один вопрос: «Нужно ли запретить работу сервисов по аренде электросамокатов или нет?».
  • Мэр Парижа Анн Идальго рассказала, что в администрации города давно обсуждают вопрос о полном запрете работы таких сервисов, но последнее слово чиновники решили оставить за жителями. 
  • Те, кто выступает за запрет на использование этих транспортных средств, недовольны тем, что клиенты сервисов кикшеринга часто ездят на одном самокате вдвоем и даже втроем, заезжают в пешеходные зоны, оставляют электросамокаты в отдаленных частях парков и загромождают ими тротуары.
  • Парижские чиновники признали, что принятое ранее решение об ужесточении правил работы сервисов кикшеринга не улучшило ситуацию, а для полного регулирования их деятельности у власти нет полномочий. 
  • Представители самих сервисов аренды самокатов считают, что введение запрета станет шагом назад для города и лишит местных жителей экологичного вида транспорта.

Регулированием сферы электросамокатов займутся и на уровне страны — власти Франции намерены ужесточать законы не только в отношении сервисов кикшеринга, но и для всех владельцев двухколесных средств. 

Среди обсуждаемых нововведений — установление минимального возраста для пользователей электросамокатов в 14 или 16 лет, а также введение идентификационных номеров для этого транспорта. 

Контекст 

  • Сервисы кикшеринга начали работать в Париже летом 2018 года. Спустя всего 1,5 месяца после запуска сервиса проката Lime общий пробег самокатов компании по Парижу составил 240 тыс. км. 
  • Позже на рынок кикшеринга в Париже вышли еще 12 аналогичных сервисов, на улицах столицы Франции появилось около 20 тыс. двухколесных транспортных средств.
  • Беспорядочная езда на электросамокатах вызвала волну недовольств местных жителей — пользователи ездили быстро, «подрезали» людей на тротуарах и бросали самокаты где придется, чем провоцировали многочисленные ДТП.
  • В 2019 году мэр Парижа назвала ситуацию с кикшерингом «анархической» и ввела лицензирование для этих сервисов. 
  • В результате число прокатных фирм уменьшилось до трех — по 5 тыс. двухколесных транспортных средств на каждую.
  • С 2019 года в Париже также запретили ездить на самокатах с пассажирами, по тротуарам и быстрее 20 км/ч. 

Мировая практика 

  • С 2021 года в центре Копенгагена запрещено оставлять прокатные электросамокаты. Припаркованные в неположенном месте двухколесные средства убирают городские службы, а счет за эвакуацию оплачивает прокатная компания.
  • В том же году власти Финляндии запретили использование электросамокатов в выходные дни по ночам в Хельсинки и ограничили разрешенную скорость до 20 км/ч во всех городах, а в ночное время — до 15 км/ч. 
  • В Лондоне электросамокаты находились под полным запретом, и лишь в 2020 году власти сделали исключение для прокатных самокатов — на них можно ездить по улицам и велодорожкам, но только тем, у кого есть водительские права. 
  • В Нью-Йорке брать в аренду электросамокаты могут только пользователи старше 16 лет, ездить разрешено только по велодорожкам, а в центре города кикшеринг полностью запрещен. 

В цифрах

  • Между тем популярность сервисов аренды электросамокатов год от года повсеместно растет — мировой оборот кикшеринга в 2022 году составил $1 млрд, к 2023 году он, как ожидается, вырастет до $1,8 млрд, а к 2027 году — до $2,9 млрд. Сервисами электросамокатов в мире пользовались около 100 млн человек, к 2027 году на эти транспортные средства пересядут как минимум 134 млн человек, прогнозируют эксперты. 
  • В России объем рынка кикшеринга в 2022 году составил 13,3 млрд рублей, превысив показатели 2021-го на 64%. Ожидается, что к 2025 году рынок вырастет втрое по сравнению с 2022-м и его оборот достигнет 39,5 млрд рублей.
  • Если в 2022 году сервисами кикшеринга в России пользовались порядка 15,5 млн раз, то к 2025 году, эта цифра, как ожидается, увеличится до 280 млн, а по некоторым прогнозам — до 460 млн.

По мнению аналитиков, основная причина, по которой все больше людей в мегаполисах «пересаживаются» на прокатные самокаты, — это удобство передвижения. Особенно это актуально в тех местах, где нет общественного транспорта или его маршруты не слишком удобны. Также у пользователей кикшеринга есть возможность оставить самокат рядом с местом работы или домом, не беспокоясь о его сохранности.

Копировать ссылкуСкопировано