К концу 2021 года в России планируют ввести 1,23 млн м² торговых площадей, из которых сдадут в аренду 40 – 50%. Об этом сообщается в прогнозе консалтинговой компании Knight Frank.
- Текущие планы девелоперов в 2 раза превышают объемы строительства ТЦ в 2020 году.
- На регионы приходится 49,4% строящихся площадей (610 тыс. м²) — в прошлом году их доля составляла 38%. Партнер консалтинговой компании Colliers Анна Никандрова отмечает, что в этом году объем торговой недвижимости в провинции может увеличиться на 79,1%, до 688,6 тыс. м².
- В Москве рассчитывают построить 44,3% (546,4 тыс. м², +9% в сравнении с 2020 годом) от общего объема ТЦ, в Санкт-Петербурге — 6,3% (77,6 тыс. м², примерно на 10% меньше показателя 2020 года).
- В Knight Frank рост объема ввода ТЦ в регионах связали с массовым переносом сроков сдачи объектов в прошлом году. Тогда из-за пандемии и ее ограничений в эксплуатацию ввели лишь 30% торговых площадей от анонсированных объемов.
Почему пустеют российские ТЦ
Эксперты связывают спад спроса на аренду торговых пространств с заморозкой ритейлерами планов развития на фоне коронакризиса.
- По данным Росстата, в 2020 году в России общий оборот розничной торговли сократился на 4,1%, до 33,56 трлн рублей, а в случае непродовольственных товаров — на 5,2%, до 17,15 трлн рублей.
- Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов отметил, что до кризиса в сданных торговых центрах пустовало 5% площадей. По его словам, теперь многим региональным ТЦ приходится идти на уступки арендаторам для заполнения площадей, в частности — предлагать им годовые арендные каникулы.
- По мнению руководителя отдела торговых помещений консалтинговой компании CBRE Марины Малахатько, возобновления торговой экспансии ритейлеров стоит ждать не раньше 2022-2023 годов.
Некоторые эксперты настроены еще менее оптимистично.
- По данным компании PwC, к 2030 году падение клиентского потока в московских ТЦ составит порядка 11%. Это же повлияет и на сокращение количества и площади магазинов в них.
- В PwC также отметили, что ежегодно доля онлайн-торговли в общей структуре продаж растет на 1%, а посещаемость торговых центров снижается на 1,5%.
- Аналитики также прогнозируют, что до 2030 года на место бутиков в ТЦ будут приходить развлекательные площадки.
Ситуация с ТЦ за рубежом
Российский тренд не является исключением из мировых тенденций.
- По данным исследовательской компании Coresight Research, к 2023 – 2025 годам в США будет закрыта четверть из 1000 работающих сегодня ТЦ. Эксперты отмечают, что коронакризис лишь ускорил развитие электронной коммерции — причинный процесс такой динамики.
- Подобная тенденция не обошла и Европу. Еще в 2019 году во Франции доля пустующих торговых площадей достигла 11,2%. Эксперты прогнозировали, что к 2023 году она достигнет отметки в 20%. В Великобритании в 2010 – 2019 годах посещаемость ТЦ снизилась на 12%. Главной причиной называют все ту же интернет-торговлю.