Федеральное авиационное управление (ФАУ) США разрешило возобновить эксплуатацию самолетов Boeing 737 MAX. Об этом сообщил глава ведомства Стивен Диксон. В интервью агентству Reuters он сказал, что уверен в стопроцентной надежности Boeing 737 MAX, но все же считает, что инженерам есть что доработать в системе безопасности лайнера.
- Диксон сообщил, что удалось устранить все недочеты, которые привели к крушению самолетов этой модели.
- Разрешение на возобновление эксплуатации Boeing 737 MAX не означает немедленного начала полетов. Ограничения окончательно снимут, когда эксперты полностью убедятся в корректной работе системы борьбы со сваливанием MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), которая стала причиной двух катастроф, и навыках экипажей по работе с ней. Для этого лайнеры пройдут дополнительную техническую проверку, а Boeing изменит программу обучения пилотов.
- После решения американского авиарегулятора представитель Boeing заявил, что будет добиваться возобновления полетов 737 MAX по всему миру.
В октябре Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) признало Boeing 737 MAX достаточно безопасным для возобновления полетов до конца 2020 года. В США с лета проходят испытания модели лайнеров с модернизированным оборудованием. В одном из них принял участие глава управления авиации США Стивен Диксон. На этот шаг он пошел, чтобы повысить доверие к безопасности у потенциальных пассажиров и покупателей Boeing 737 MAX.
Почему приостановили эксплуатацию лайнеров
Полеты Boeing 737 MAX запретили более чем в 40 странах мира, в том числе в США, в государствах Евросоюза и в России после двух авиакатастроф с участием этой модели самолета. В обоих случаях крушения происходили после включения системы борьбы со сваливанием MCAS, которая передавала неверные данные о положении и скорости самолета. Это приводило к уходу самолета в пике.
- 29 октября 2018 года жертвами катастрофы Boeing 737 MAX авиакомпании компании Lion Air в Индонезии стали 189 человек. После крушения самолета недалеко от острова Ява Boeing выпустил инструкцию, которая должна была исключить повторение трагедии. Однако это не помогло предотвратить новое крушение.
- 10 марта 2019 года в Эфиопии разбился самолет авиакомпании Ethiopian Airlines, в катастрофе погибли 157 человек. Пилоты до столкновения с землей распознали проблему и пытались, следуя инструкции, отключить систему MCAS и выправить положение лайнера. Однако позже выяснилось, что они не выполнили один из пунктов, который был прописан в сноске к документу, из-за чего MCAS снова заработала.
Какие еще проблемы вскрылись при расследовании крушений
Комитет по транспорту и инфраструктуре Конгресса США провел собственное расследование причин двух авиакатастроф. Выяснилось, что корпорация Boeing скрывала от американских властей и пилотов информацию о проблемах самолета 737 MAX.
- Лайнер создавали в спешке, чтобы не отстать от основного конкурента Airbus.
- Эксперты ФАУ недостаточно тщательно следили за разработкой и процессом сдачи в эксплуатацию этой модели.
- Boeing оказывала давление на чиновников, чтобы получить разрешение на полеты вопреки необходимым техническим процедурам.
- Система улучшения характеристик маневренности MCAS работала не так, как предполагали создатели самолета. Она уводила лайнер в крутое пике.
- Пилоты не знали о сложностях MCAS и не были готовы к аварийным ситуациям. СМИ выяснили, что Boeing не обучала летчиков работе с этой системой, поскольку считала, что в этом нет необходимости. По их мнению, управление 737 MAX и предыдущей версией, 737, было одинаковым.
В рамках расследования Конгресса Boeing пришлось обнародовать более 100 страниц документов о модели 737 MAX. Среди них была и личная переписка сотрудников компании, в которой прямым текстом говорилось, что «этот самолет разработан клоунами, которыми в свою очередь руководят обезьяны». А другой работник признался, что не посадил бы семью в Boeing 737 MAX.
После крушений Boeing 737 MAX в Конгрессе США предложили ужесточить систему сертификации самолетов.
Технические характеристики Boeing 737 MAX
Boeing 737 MAX представляет собой четвертое поколение лайнеров средней дальности Boeing 737. Эта модель пришла на смену Boeing 737 Next Generation. Главным новшеством стало использование более мощных двигателей по сравнению с предыдущим поколением.
- Летные испытания этой модели начались в конце января 2016 года. Через год первый 737 MAX поставили заказчику.
- В России до запрещения полетов эксплуатировалось два самолета этой модели. Оба входили в парк авиакомпании «Глобус» (входит в S7 Group).
Фото обложки: Zuma / TASS