В РФ обсуждают запуск аналога Октоберфеста для поддержки пивоваров и развития туризма
Власти рассматривают идею запустить по стране сеть ярмарок российского пива. Формат хотят сделать похожим на винные ярмарки, которые работают с 2021 года. План подготовил Минпромторг. Инициативу министерство обсуждает с Минсельхозом.
- В Минпромторге отмечают, что помощь пивоваренной отрасли стоит в повестке. Рассматриваются стимулы для роста внутреннего спроса, расширения каналов продвижения и улучшения условий для бизнеса.
Почему пивоварам нужна поддержка
Идеи по развитию отрасли обсуждаются на фоне снижения производства и падения спроса. По данным Росалкогольтабакконтроля, за январь–ноябрь 2025 года выпуск напитков брожения сократился на 0,5% и составил 845,8 млн декалитров. Производство пива крепостью до 8,6% уменьшилось на 1,1%. Более крепкие сорта потеряли 7,2%.
- В рознице тоже спад: в третьем квартале продано 171,3 млн декалитров, что на 17,9% меньше, чем годом ранее. Эксперты связывали это в том числе с ростом цен.
- На фоне падения продаж классического пива вырос спрос на пивные напитки — на 0,8% (до 110,4 млн декалитров), а также сидра, пуаре и медовухи — на 19,6% (до 15,68 млн декалитров).
Мнение рынка о российском Октоберфесте
Отраслевые ассоциации активно участвуют в обсуждении новых инструментов поддержки. В Ассоциации производителей пива, солода и напитков считают, что ярмарки и фестивали пива могут усилить спрос и дать производителям новые возможности для контакта с потребителем.
- Представители небольших пивоварен отмечают, что мера особенно полезна малым игрокам. В «Волковской пивоварне» также считают любые мероприятия по популяризации культуры потребления позитивными для отрасли.
- Виноторговая сфера уже показала, что ярмарочный формат работает. По словам руководителя проекта WineRetail Александра Ставцева, для крупных компаний это, скорее, имиджевая история, а для небольших — фактически единственный канал сбыта.
- Маркетологи тоже отмечают региональный эффект. Так, фестивали усиливают туристическую привлекательность территорий и помогают развивать событийный туризм.
- Часть экспертов уверены, что ярмарки прежде всего развивают культуру потребления. В компании «Балтика» полагают, что их проведение или возврат пива на стадионы не приведут к резкому росту продаж.
- В России 2000-х фестивальная культура уже существовала, когда крупные городские праздники проводились с участием местных властей. В организации «Напитки Вместе» отмечают, что запрос на подобные события есть и сейчас.
- В Московской пивоваренной компании говорят, что ключевой мерой поддержки пивоваров стало бы принятие отдельного закона о пивоварении — по аналогии с Федеральным законом 468-ФЗ о виноградарстве и виноделии. Сейчас пивная категория регулируется только в рамках 171-ФЗ, он охватывает весь оборот алкоголя без учета отраслевой специфики.
Немецкий пример
Участники рынка часто приводят в пример Октоберфест. В Мюнхене он традиционно проходит на Лугу Терезы в конце сентября – начале октября. Мероприятие в том числе призвано поддержать немецких пивоваров.
- В 2025 году фестиваль посетили 6,5 млн гостей. Около 21% из них — иностранные туристы, главным образом из США, Италии и Великобритании. За время мероприятия было выпито примерно 6,5 млн литров пива.
