В Москве запустили систему рейтинга пользователей электросамокатов
В столице начали тестировать систему оценки стиля вождения пользователей электросамокатов. Об этом сообщил глава дептранса Москвы Максим Ликсутов. Операторы кикшеринга анализируют поведение клиентов: учитываются опыт езды, количество нарушений и история поездок. На основе этих данных каждому присваивается рейтинг по балльной шкале.
- В дептрансе пояснили: если оценка окажется низкой, самокат замедлит движение в оживленных зонах. В отдельных случаях доступ к аренде могут временно ограничить.
- Пока система работает в тестовом режиме. В ближайшее время пользователи смогут видеть свой балл в приложении.
- Подобные меры уже работают в каршеринге: водителям, которые нарушают правила и ездят агрессивно, увеличивают стоимость аренды.
Как это работает
Компания Whoosh, которая одной из первых начала внедрять систему, рассказала, что большинство ее клиентов получают высокий рейтинг. Это связано с тем, что они ездят аккуратно и не нарушают правила. Низкий балл всего у 0,03% пользователей.
При расчете учитываются общее количество поездок, наличие штрафов и предупреждений, аварии и стиль езды. В зависимости от рейтинга компания может менять настройки аренды:
- ограничивать скорость с 25 до 20 км/ч;
- временно замораживать депозит (что не требуется большинству);
- в отдельных городах — запрашивать фото для подтверждения места парковки, если GPS работает нестабильно.
Пользователей с высоким баллом эти ограничения не касаются — компании им доверяют.
В «МТС Юрент» тоже подключились к тестированию. Пока только часть пользователей видит изменения. Максимальный рейтинг — 100 баллов. При нарушениях система снижает скорость самоката до 18–20 км/ч. Злостных нарушителей продолжают блокировать, как и прежде. В компании добавили, что рейтинг формируется с учетом опыта, стиля езды, штрафов и возраста пользователя.
Мнение экспертов
В Ассоциации операторов микромобильности считают, что одна мера не решит проблему, но в комплексе даст эффект. Даже если только 0,03% клиентов получают понижение скорости, это снижает число инцидентов. Ограничения особенно нужны тем, кто регулярно не сходит с самоката на переходах или бросает технику в неположенном месте.
- В Общественной палате предложили дополнить систему бонусами: скидки за аккуратное вождение могут стать дополнительным стимулом не нарушать. Так, некоторые ездоки пересекают переход на самокате, чтобы сэкономить время и деньги в поминутном тарифе. Однако поощрения могут изменить подобное поведение.