Московские новости
  • Лента
  • Колумнисты
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино
  • Telegram
  • Дзен
  • VK
  • Контакты
  • Лента
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино

© Сетевое издание «Московские новости»

Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания «Московские новости» выдано федеральной сл ужбой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.10.2014 года номер ЭЛ № ФС 77 — 59721.

Редакция «Московские новости»18+

  • Лента
  • Колумнисты
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино

Мы используем файлы cookie, чтобы все работало нормально. Мы верим, что даже в эру побеждающего киберпанка есть место для бережного подхода к данным и конфиденциальности пользователей. Подробности — в нашей Политике конфиденциальности.

pr@mn.ru

Культурный код,Москва
Вчера, 17:02

Участники V Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров обсудили проблемы театральной сферы

V юбилейный Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров прошел в Москве при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фестиваль проводился с 4 по 8 декабря. Мероприятие вновь стало одной из главных профессиональных площадок для обсуждения стратегических изменений в театральной сфере. В этом году участие в событии приняли представители пяти стран и 71 российского региона — всего 513 театров.

  • Министр правительства Москвы и руководитель департамента культуры Алексей Фурсин представил подходы столичных театров к работе со зрителем и данными. Он сообщил, что почти половина москвичей посещают театры не чаще раза в год, а лишь 5% — ежемесячно. Фурсин отметил важность анализа данных и продюсерского подхода для повышения вовлеченности и эффективности театров.
ВФТМ
Фото: Александр Савенков

Темы дискуссий: продажи билетов, стрессы и дефицит педагогов

Среди ключевых тем фестиваля — повышение уровня зарплат, дефицит молодых кадров и отсутствие художественных руководителей. Выяснилось, что в 85% российских театров эта должность не занята, а участники мероприятия считают это системной проблемой репертуарной модели.

  • Каждый день фестиваля был посвящен отдельному аспекту театрального менеджмента. Своими практиками делились директор Александринского театра Александр Малич, директор РАМТа Софья Апфельбаум, автор блога «Театральная вешалка» Георгий Цицишвили, худрук театра «Красный факел» Андрей Прикотенко, директор Московского губернского театра Лариса Вильясте.
  • Худрук столичных Театра на Бронной и Сцены «Мельников» Константин Богомолов выступил с критикой системы подготовки актеров и предложил отказаться от наборов на такие направления в непрофильных вузах. Он подчеркнул, что молодым артистам требуется строгий отбор и требовательность к себе.
  • Представитель МТС Live Денис Вайнштейн рассказал о влиянии новых правил продажи билетов по паспортным данным. Он отметил сложность адаптации платформ и рост мошеннических сайтов-двойников. Компании готовы усиливать работу с правоохранительными органами и развивать технологические решения, включая антибот-системы и новые инструменты для театров.
  • Писатель Татьяна Мужицкая предложила рекомендации по поддержанию энергии в стрессовой среде театрального менеджмента. Она призвала внимательнее относиться к своим потребностям, заранее распределять нагрузку и уделять внимание отдыху как части профессиональной эффективности.
  • На сессиях об инновациях и международном обмене выступили руководитель «Арт-платформы» Дмитрий Бикбаев, ректор ГИТИСа Григорий Заславский. О лидерстве в театре говорили худрук Государственного Театра Наций Евгений Миронов и гендиректор АНО «Таврида.Арт» Ксения Артемьева. Миронов также представил программу развития театрального искусства на Дальнем Востоке и рассказал о запуске Международного тихоокеанского театрального фестиваля и других инициативах Театра Наций.
  • Глава центра АСИ Екатерина Черкес-Заде напомнила, что новый закон о креативной экономике закрепил роль регионов как точек роста. Театры, по ее словам, становятся ядром креативных экосистем, влияя на туризм, городской бренд и местные сообщества. Среди нерешенных вопросов она назвала защиту интеллектуальной собственности, инвестиции и поддержку индустрий.
  • Худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский заявил, что театр должен опираться на собственную творческую идентичность, а не следовать моде. Он подчеркнул необходимость бережного отношения к наследию классиков и развития новых инициатив, включая премии и конкурсы для молодежи.
  • Председатель СТД Владимир Машков сообщил, что к 150-летию союза формируется концепция развития театрального искусства до 2035 года. Он указал на ключевые проблемы отрасли: неравномерное финансирование театров, дефицит педагогов, вмешательство администрации в творческий процесс и отсутствие общих стандартов в образовании. Машков подчеркнул, что концепция должна строиться «снизу» — с учетом мнения профессионального сообщества.
ВФТМ
Фото: Александр Савенков

Дискуссия региональных министров культуры

В финальный день прошла большая панель с участием представителей регионов, включая министров культуры Красноярского края, Татарстана, Башкирии, Пермского края, Санкт-Петербурга и других субъектов. Они обсудили финансирование, кадровые вопросы, развитие инфраструктуры и работу театров в условиях новых вызовов.

Премия ВФТМ: лучшие проекты 2025 года

На фестивале традиционно вручили Премию ВФТМ. В финал вышли 11 проектов молодых менеджеров. В числе лауреатов: Андрей Гаранин с проектом «Зачем городу Новый театр?» (Донецк), Дмитрий Максименков со стратегией развития сельского театра в Фомихе (Владимирская область), Мария Конотоп — руководитель «Нового театра» из Воронежа. Кроме того, спецприз Театра им. Вахтангова вручили Юлии Пиляй за проект «Театр-игра Ку-кушка».

ВФТМ
Фото: Александр Савенков
Копировать ссылкуСкопировано