Самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика» включили в состав российского флота
Это первый представитель серии ледоколов проекта 22220. Они способны пробивать лед толщиной до трех метров.
Самый мощный в мире универсальный атомоход «Арктика» проекта 22220 официально вошел в состав российского атомного флота России. Гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка и руководитель «Балтийского завода» Алексей Кадилов подписали акт приема-передачи в Мурманске. Затем на ледоколе в присутствии премьер-министра Михаила Мишустина подняли государственный флаг России. Глава кабмина сравнил «Арктику» с произведением искусства.
Судно начнет ходить по Северному морскому пути уже с декабря. В порт приписки Мурманск атомоход прибыл после испытаний в арктических морях. За 21 сутки он прошел около 4,8 тысячи морских миль, достигнув 3 октября Северного полюса.
Это первый представитель проекта 22220 - самых мощных ледоколов в мире. Они смогут проводить караваны судов, пробивая лед толщиной до трех метров. Также ледоколы будут обеспечивать проход кораблей с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов, а также с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Длина «Арктики» - 173,3 метра, ширина - 34 метра, а водоизмещение - 33,5 тысячи тонн.
- Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200». Ее мощность - 175 мегаватт. Это позволит ледоколу работать без перезарядки топлива до семи лет.
- Специально для «Арктики» разработали систему обогрева навигационного оборудования. Она позволит работать при температуре до минус 50 градусов Цельсия.
- Благодаря быстродействующей балластной системе ледокол может менять осадку в пределах от минимального значения до максимального за четыре часа. Это дает возможность «Арктике» проводить суда как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководных участках, в устьях рек.
Атомный ледокол «Арктика» построили по заказу госкорпорации «Росатом» на Балтийском заводе в Петербурге. Технический проект разработали специалисты центрального конструкторского бюро «Айсберг» в 2009 году. Судно заложили 5 ноября 2013 года, а спустили на воду 16 июня 2016 года. В течение четырех лет судно проходило различные испытания, а техники занимались пуском и отладкой систем.
Атомный ледокольный флот России
Помимо «Арктики», в серию 22220 войдут четыре ледокола: «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Также ожидается, что в 2027 году на воду спустят Лидера». Этот ледокол в два раза мощнее, чем «Арктика». Он сможет пробивать четырехметровые льды со скоростью 2 узла, то есть 3,7 километра в час.
В состав гражданского атомного ледокольного флота входят следующие корабли:
- два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил - «Ямал» и «50 лет Победы»;
- два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил - «Таймыр» и «Вайгач»; атомный контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил;
- три судна технологического обслуживания и контейнеровоз «Россита»;
- буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей»;
- ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым», а также портовый ледокол «Обь».
Основная работа этих кораблей связана с обеспечением навигации по Северному морскому пути. СМП - это кратчайший водный путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично - Тихого океана (Берингову). Маршрут соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему.
Главные задачи Северного морского пути
- Освоение и развитие северных территорий.
- Доступ к полезным ископаемым Арктики.
- Наращивание объемов грузоперевозок и торговли, в том числе экспортной.
Среди крупнейших ледоколов мира есть и атомные суда, и дизель-электрические. Первые места в этом списке занимают ледоколы, заложенные еще в советское время.
- «Ямал», заложенный в 1986 году.
- «50 лет Победы», заложенный в советское время и достроенный из-за финансовых трудностей только в 2007 году.
- «Советский Союз», введенный в эксплуатацию в 1989 году. Он создан таким образом, чтобы его можно было переоборудовать в боевой корабль.
- «Россия», заложенный в 1981 году. В 1990-м он впервые совершил круизный рейс и отвез иностранных туристов в Арктику.
- RV Polarstern - немецкий дизельный ледокол, введенный в эксплуатацию в 1992 году. Он используется для научных исследований в Арктике и Антарктике.
- USCGC Healy - крупнейший американский ледокол. Его использует береговая охрана.
- CCGS Louis S. St-Laurent - канадский ледокол, который также использует береговая охрана.