Онлайн-магазины объединились с торговыми сетями против скидок на Ozon и Wildberries
Интернет-магазины поддержали торговые сети в требовании регулировать скидки за счет платформ, чтобы избежать монополии на рынке. В Wildberries полагают, что цель подобных инициатив — сдержать развитие крупных маркетплейсов.
Чего хотят торговцы
Представители офлайн-ритейла и онлайн-торговли выступили с предложениями к законопроекту о платформенной экономике. Обращения направили в администрацию президента, правительство, Госдуму и Совет Федерации.
- Письмо подписали главы крупных сетей: X5 Retail Group, «Магнит», «Лента», Mercury Retail Holding (владеет «Бристолем» и «Красным & Белым»), «М.Видео-Эльдорадо», ДНС и «Детский мир». Среди онлайн-компаний инициативу поддержали «Яндекс Маркет», Lamoda, гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» и сервис доставки «Купер».
- Основное требование — ограничить общий объем средств, который площадка может тратить на скидки, не более 10% от ее товарооборота за прошлый год. Еще в феврале офлайн-ритейлеры жаловались на заниженные цены в маркетплейсах и предлагали ввести такой же лимит.
- Авторы обращения считают, что без регулирования скидок рынок может оказаться под контролем нескольких крупных игроков. Это приведет к вытеснению мелких продавцов и к росту цен для покупателей.
- Подписанты предложили сократить срок вступления закона в силу — до 1 марта 2026 года. Ранее его планировали отложить еще на год.
- В письме авторы указали, что действующая редакция законопроекта о платформенной экономике не обязывает онлайн-площадки проверять маркировку товаров. Участники рынка предложили ввести проверку маркировки на всех этапах доставки. Также они считают нужным ввести ответственность цифровых платформ при торговле продуктами по договорам поставки.
Почему интернет-игроки поддержали инициативу
По данным источников РБК, представители онлайн-торговли выступили вместе с офлайн-ритейлом, потому что им тоже сложно выдерживать ценовую конкуренцию с крупными маркетплейсами вроде Wildberries и Ozon. Скидки на таких площадках формируются за счет повышения комиссий для продавцов. В результате те теряют возможность конкурировать даже с собственными товарами, представленными на других платформах.
- Сейчас площадки тратят на скидки от 16 до 22% своего оборота. Часть этих расходов покрывается за счет комиссий с продавцов. Чем больше средств уходит на скидки, тем выше становятся комиссии. С 2021 года они почти удвоились и к июню 2025 года достигли 30%.
- Такие крупные вложения в скидки превращают их в инструмент демпинга и ведут к монополизации рынка. Лимит в 10% от годового оборота — это предел, при котором офлайн-продавцы еще могут конкурировать с маркетплейсами.
Ответ Минэкономразвития
В министерстве сообщили, что законопроект был доработан с учетом замечаний розничных сетей. Часть предложений традиционного ритейла учли и включили в окончательную версию документа. Финальный вариант уже одобрен правительством и будет передан в Госдуму для рассмотрения с учетом новых предложений.
Оценки Ozon и Wildberries
В компании Wildberries & Russ считают, что нынешняя версия законопроекта о платформенной экономике учитывает интересы всех участников. Бизнесу нужно время, чтобы адаптироваться к новым требованиям. Поэтому, говорят в компании, идея ускорить вступление закона в силу выглядит нежизнеспособной.
- Там напомнили, что цены на Wildberries устанавливают сами продавцы. Платформа может лишь предложить дополнительную скидку за свой счет. Такая мера помогает продавцам увеличить продажи без потерь, а покупателям — получить товар по выгодной цене.
- Цель инициативы по ограничению скидок — искусственно сдержать развитие маркетплейсов в интересах устаревших бизнес-моделей, считают в Wildberries. В итоге за это заплатят сами потребители.
- В Wildberries заявили, что соблюдают все требования системы маркировки «Честный знак».
- В Ozon также одобряют существующую редакцию законопроекта. Представитель Ozon отметил, что скидки от платформы помогают продавцам быстрее развиваться, а покупателям — приобретать товары по доступным ценам. По его словам, такая практика много лет применялась и в офлайн-торговле. Продавцы на Ozon могут в любой момент отказаться от скидок за счет платформы, но на это решаются лишь 2% предпринимателей. В компании подчеркнули, что важно сохранить рыночный подход, так как он защищает интересы всех сторон.