Минтранс предложил штрафовать пешеходов по камерам с распознаванием лиц
Минтранс предлагает автоматически штрафовать людей за переход железнодорожных путей в неположенных местах с помощью камер и распознавания лиц — по образцу «писем счастья» для водителей. Идея описана в проекте поправок, опубликованном на regulation.gov.ru.
- В министерстве предлагают дополнить закон о персональных данных и включить туда контроль за нахождением людей на железнодорожной инфраструктуре. Это позволит обрабатывать биометрические данные без согласия людей в случаях контроля за переходом путей. Также предлагается разрешить устанавливать автоматические камеры в зонах «повышенной опасности».
Сколько человек гибнет на путях
В пояснительной записке Минтранс напоминает о росте числа жертв на путях: в 2024 году погибло 1,1 тыс. человек, а за 7 месяцев 2025-го — 580. Минтранс считает, что автоматизация наказаний снизит число происшествий. Для реализации потребуется изменить КоАП РФ и внести поправки в закон о персональных данных.
Использования биометрии и закон
На слушаниях в Совете Федерации обсуждали механизм: камера фиксирует человека, система распознавания лиц устанавливает личность и выписывает штраф. Для идентификации предлагалась Единая биометрическая система (ЕБС), в которой, по словам участников дискуссии, хранится информация примерно о 50 млн человек. Минцифры указывало, что использование ЕБС регулирует федеральный закон №572, потребуется его изменение.
- Оператор ЕБС (Центр биометрических технологий) заявил, что автоматическое наложение штрафов на базе ЕБС технически и нормативно невозможно. Регистрация в ЕБС добровольна, а принуждение к сдаче биометрии и дискриминация отказавшихся запрещены.
- Минцифры сообщило, что законопроект в ведомство еще не поступал и что по 572-ФЗ использование ЕБС возможно лишь с согласия граждан, а данные не предназначены для оперативно-розыскной деятельности.
Что мешает штрафовать пешеходов по камерам
По словам экспертов, для работы системы потребуются изменения КоАП и «фундаментальные» правки 572-ФЗ, иначе применение ЕБС для штрафов противоречит ее изначальному назначению (идентификация для банков и госуслуг). Если биометрии человека в ЕБС нет, нарушение будет зафиксировано, но нельзя будет установить личность и привлечь пешехода к ответственности.
- Против автоматических штрафов выступали ФСБ и МВД, предупреждая, что угроза штрафов по камерам может отпугнуть людей от сдачи биометрии и привести к оттоку данных из ЕБС.
- Технические эксперты указывают на низкую точность распознавания в уличных условиях: углы камер, освещенность, одежда и дальние ракурсы снижают надежность результатов. По данным МВД, при розыске шесть из семи срабатываний автоматики в московских системах оказывались ложными до проверки оператором.