ЕСПЧ вынес решение по делу о крушении боинга MH17
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 9 июля 2025 года признал Россию ответственной за крушение рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines в 2014 году. Российская Федерация не признает юрисдикцию ЕСПЧ с сентября 2022 года, но суд в Страсбурге сохранил за собой право рассматривать дела, поданные против РФ до этого срока.
Что говорится в решении ЕСПЧ по малайзийскому боингу
В решении от 9 июля Европейский суд по правам человека объединил несколько исков, поданных Украиной и Нидерландами в отношении России. Основные выводы суда:
- суд посчитал то, что ракета комплекса «Бук», сбившая самолет, была выпущена «членом российского военного экипажа ЗРК «Бук» или членом «ДНР»;
- ракета была выпущена по рейсу MH17, скорее всего, «из-за ошибочного предположения, что это был военный самолет»;
- по версии суда, Россия «контролировала территорию», с которой был произведен пуск ракеты, а значит, она является «ответственной» за катастрофу.
Как отреагировала Россия
Россия последовательно отрицает свою причастность к катастрофе MH17. Официальная позиция Москвы заключается в том, что все обвинения носят предвзятый и политически мотивированный характер.
- Реакция на решение ЕСПЧ: пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия «не собирается выполнять» решения ЕСПЧ и считает их «ничтожными». Эта позиция была озвучена и ранее, после выхода страны из Совета Европы.
- Реакция на выводы Международной организации гражданской авиации (ИКАО): Дмитрий Песков также ранее отверг обвинения со стороны ИКАО, подчеркнув, что Россия не принимала участия в расследовании, а потому считает его выводы «ангажированными». МИД России назвал материалы следствия «сомнительными», так как они, по утверждению ведомства, основаны на данных, предоставленных СБУ, и показаниях анонимных свидетелей.
Катастрофа боинга MH17 в 2014 году: какие были версии
Пассажирский самолет Boeing 777, принадлежавший авиакомпании Malaysia Airlines, выполнял рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года. Он был сбит над восточной частью ДНР. На борту находились 298 человек — 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Большинство из них, 196 человек, были гражданами Нидерландов.
Сразу после трагедии Украина, власти ДНР и ЛНР, а также Россия отрицали свою причастность к случившемуся.
- Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в 2015 году опубликовал оценки натурного эксперимента о причинах крушения и пришел к выводу, что лайнер был сбит ракетой, снятой с вооружения российской армии, и с территории, которую контролировали украинские военные.
- Решение суда в Нидерландах: в ноябре 2022 года голландский суд заочно приговорил двух россиян и одного украинца к пожизненному заключению за их роль в катастрофе, установив, что ЗРК «Бук» принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил РФ, базирующейся в Курске.
- Заключение ИКАО: в мае 2025 года Совет Международной организации гражданской авиации также возложил ответственность за катастрофу на Россию.