«Аскеты», «инвесторы» и «рационалисты». Социологи описали главные стратегии россиян в кризис
Эксперты «Ромира» выявили особенности потребительского поведения россиян в условиях ослабления рубля на фоне санкций. Специалисты условно разделили граждан на «аскетов», «инвесторов», «стратегов», «паникеров» и «рационалистов».
- «Стратеги» (23%) склонны покупать товары, которые в дальнейшем могут подорожать и долго хранятся. Например, электронику, алкоголь, бытовую технику, витамины.
- «Аскеты» (21%) экономят на всем, кроме еды. «Рационалисты» (21%) не увеличили траты ни на одну категорию товаров.
- «Паникеры» (18%) предпочитают закупать впрок товары первой необходимости, а «инвесторы» (17%) склонны потратиться на ремонт машины или страхование.
- В целом чаще всего люди отказываются от покупки дорогостоящих товаров длительного пользования (54%).
- В первую очередь граждане готовы отказаться приобретать ювелирные украшения, недвижимость, системы нагревания табака и вейпы.
- Пытаясь экономить на еде и товарах первой необходимости, 66% участников исследования переключаются на позиции по скидкам, 65% — на более дешевые товары.
- В начале апреля 36–45% граждан увеличили траты на еду, лекарства и непродовольственные товары. При этом 30% участников замеров снизили расходы на одежду, обувь и сладкое.