Пять главных архитектурных эпох Москвы: средневековье, барокко, конструктивизм, модернизм и сталинский ампир
Средневековье, модернизм и сталинский ампир: авторы Telegram-канала «Art Soulmate» рассказали «Московским новостям» про пять главных архитектурных эпох столицы.
Средневековье
Самый старый из эпохальных стилей столичного зодчества. Избы, терема, палаты… Знаковой постройкой того периода является Московский Кремль. Знаменитая улица Варварка вместила в себя Старый Английский двор, построенный в XV веке. С 2020 года он является частью парка «Зарядье».

Барокко

Это направление часто называют нарышкинским барокко. В XVII–XVIII веках его привнес в столицу род Нарышкиных. В их имениях строили церкви с элементами народных аргументов и декоративных узоров вроде «петушка» на башенке. Отличительная черта этого стиля — двойной масштаб. Один гигантский, а другой максимально детализированный. Также для нарышкинского стиля характерно сочетание красного кирпича и белого камня. Яркий пример — Новодевичий монастырь в Хамовниках.
Конструктивизм

Этот стиль возник в 1920-х годах в СССР. Новые времена требовали удешевления строительства — главным принципом стала функциональность. Тогда начали отказываться от декора, использовать бетон и масштабное остекление. Архитекторы «играли» с объемами, материалами и формами. Канонический пример конструктивизма — Модный Дом Наркомфина на Новинском бульваре. В те времена он мог похвастаться двухуровневыми квартирами.
Модернизм

Свет и воздух стали для Москвы конца XIX века главными атрибутами при строительстве. Природные мотивы и плавные линии привнесли в архитектуру ощущение простоты и свободы. Образцом модернизма является девятиэтажное здание ТАСС у Никитских ворот. Его построили в 70-х годах по проекту архитектора Виктора Егерева. «Изюминкой» здания стали окна. Внешне они напоминают экраны советских телевизоров.
Сталинский ампир

В послевоенную эпоху в Москве начали появляться массивные здания. Внешне они напоминали постройки Древней Греции и Римской империи — монументальные и пропорциональные. Советские здания украшали коммунистической атрибутикой. Например, изображения звезд, серпа и молота. Для отделки использовали мрамор, бронзу и гранит. Сталинские высотки и главный павильон ВДНХ — воплощение этого стиля.
- После смерти Сталина в 1953 году здания в этом стиле перестали появляться. В 1955-м Никита Хрущев подписал постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Новые постройки должны были быть дешевыми и простыми.