40 работ Рериха из Русского музея покажут в Звенигороде
В Звенигородском государственном музее-заповеднике 4 декабря откроется выставка «РЕРИХ. В поисках «небесного Звенигорода». Экспозиция представит 40 полотен Николая Рериха (1874–1947) из коллекции Русского музея. Многие работы впервые покажут в Подмосковье. Среди них — «Весна священная», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Защитник (Облако-стрелок)» и гималайские пейзажи.

Об экспозиции
Посетители пройдут по «ступеням жизни» художника и приблизятся к духовным вершинам его искусства. Атмосферу дополнит видеоинсталляция «небесного Звенигорода» — собирательного образа города будущего и новой России.
- Чтобы лучше передать мировоззрение мастера, картины будут сопровождаться цитатами из его дневников и литературных трудов. Директор музея Елена Кожевникова отметила, что проект вдохновлен идеей мечты как движущей силы творчества. Она напомнила слова Рериха о том, что мечтать — значит наполнять сердце «мощными огнями», и подчеркнула: художник верил в силу искусства и культуры как основы мирного сосуществования.
- Особый раздел выставки расскажет о путешествиях и исследованиях Рериха, а также о его роли в создании Международного договора по защите культурных ценностей — «Пакта Рериха», подписанного в 1935 году. Отдельно представят театральное наследие художника: эскизы и декорации, в которых природа соединяется с поэзией и мифом.
- Куратор проекта Сергей Кривонденченков напомнил, что слово «Звенигород» многократно встречается в творчестве Рериха. В 1933 году он написал одноименную картину, ныне хранящуюся в музее Николая Рериха в Нью-Йорке. Ее мультимедийная репродукция также войдет в экспозицию.
Выставка разместится в историческом здании Манежа. Организаторы обещают, что атмосфера пространства поможет зрителям глубже погрузиться в эпоху и ощутить «звон колоколов небесного Звенигорода».

О влиянии на творчество Рериха
Именно в Звенигороде Рерих начинал свой творческий путь и осознал значение культуры.
- Путь мастера начинался с изучения древнерусских памятников и православного наследия. В 1903–1904 годах он исследовал архитектуру старинных городов, что стало основой его работы по сохранению культурных ценностей. Позднее, после Центрально-Азиатской экспедиции, Рерих мечтал создать «новый Звенигород» на Алтае — духовный центр возрождения страны. Реальным он так и не стал, но воплотился в искусстве как «небесный Звенигород» — символ идеального мира.