Культурный код

Любовь — это взгляд с экрана

Сегодня начинается 43-й ММКФ — хотя в качестве главных событий зрителю предлагают румынскую версию рязановского «Гаража», «Неудачный трах или безумное порно» Раду Жуде и предпремьерные показы бекмамбетовского «Девятаева» и «Прабабушки легкого поведения», кино здесь все еще можно найти на любой вкус. «Московские новости» выбрали 10 фильмов, на которые стоит обратить внимание.

«Деревенский детектив: цикл песен» Билла Моррисона

Программа «Свободная мысль»
27 апреля, 21:30, «Октябрь»
28 апреля, 18:45, Центр документального кино

Фото: IMDb

В 2016 году к исландскому побережью прибило катушку с советским кинофильмом «Деревенский детектив» 1969 года. Соленая вода сильно деформировала ее за годы путешествий. Об этой пленке кинокомпозитор Йохан Йоханссон рассказал режиссеру Биллу Моррисону, известному своими работами с найденными объектами такого рода, которых не пощадило время. Моррисон превратил «Деревенский детектив» в историю СССР глазами актера Михаила Жарова, сыгравшего в оригинале знаменитого сыщика Анискина. Жаров впервые появился на киноэкране в 1915 году — и последнюю роль сыграл в конце семидесятых: на его глазах творилась история, из мастера эпизода он стал большим актером, а потом и любимцем всего советского народа. Под протяжные звуки аккордеона Моррисон мастерски монтирует отреставрированное изображение с той самой пленкой — и заслуженно выводит Анискина куда-то в сторону большого искусства.

«Дуров» Родиона Чепеля

Конкурс документального кино
24 апреля, 18:10, «Октябрь»
25 апреля, 21:00, Центр документального кино

Фото: Московский Международный кинофестиваль

В последние годы ММКФ часто выступает как площадка с премьерами фильмов, которые скоро выйдут в прокат. Показы в рамках фестиваля будут первой возможностью посмотреть фильм об основателе «ВКонтакте» и Telegram Павле Дурове — но по традиции, продиктованной условиями прошлого года, фильм, начиная со дня премьеры, можно будет посмотреть в онлайн-кинотеатре KION. Команда продакшена «Амурские волны» и режиссер Родион Чепель пытаются создать портрет человека, который принципиально не дает интервью: опрашивая его учителей, бывших и нынешних сотрудников его компании, людей, которые с ним общались и тех, кто лишь пользуется благами его сайтов и приложений. Хотя в фильме и звучит критика подходов Дурова к жизни, сам Чепель, как некогда Майкл Мур, появляется в фильме в качестве «говорящей головы» — и скорее встает на сторону своего героя, пытающегося, по его мнению, изменить мир к лучшему.

«Из рода зверей» Лава Диаса

Программа «Мастера»
22 апреля, 21:25, «Иллюзион»
24 апреля, 14:40, «Октябрь»

Фото: IMDb

Лав Диас — пожалуй, самый известный филиппинский режиссер всех времен, а также частый виртуальный гость фестиваля: его фильмы показывают здесь при любой возможности. А она выпадает довольно часто: в последние годы мастер довольно продуктивен — в этом году, например, он планирует выпустить сразу два фильма. На этот раз он еще и лаконичен: вместо привычных для него 4+ часов «Из рода зверей» умещается всего в два. За это время неторопливая история о походе превращается в настоящую драму о том, что иные люди ничем не отличаются от обезьян, а низменные инстинкты часто побеждают все лучшее в нас. Неразрывно связанный с современной историей Филиппин фильм заставляет поежиться от финальных кадров, в которых один из героев, настоящее персонализированное зло, надвигается уже на нас — и одной этой концовки точно стоит дождаться.

«Криптополис» Дэша Шоу

Программа «Фильмы, которых здесь не было»
24 апреля, 21:30, «Октябрь»
26 апреля, 17:40, «Художественный»

Фото: Sundance Institute

Дэш Шоу наделал шума среди любителей анимации своим дебютом «Моя школа тонет в море». Но у «Криптополиса», который выйдет в этом году в российский прокат, хочется верить, будет еще более приятная судьба. И заслуженно — еще с премьерного показа на «Санденсе» о нем начали говорить: это мультфильм, который сразу же обрушивается на зрителя своим смешением красок, от которого поначалу рябит в глазах. Шоу и его соавтор Джейн Самборски изучили множество мифических существ со всего света — и населили ими выдуманный бестиарий, находившийся где-то в США в конце шестидесятых. Среди героев появляются алконост, сатир и Пегас, а за озвучку отвечают Майкл Сера, Лейк Белл, Зоуи Казан и Грейс Забриски из «Твин Пикса». «Криптополис» умело сочетает в себе приключенческий фильм, притчу и экзистенциальную драму — так же ловко, как аниматоры сочетают в кадре сразу несколько техник.

«Кровопийцы» Юлиана Радльмайера

Основной конкурс
26 апреля, 19:20, «Октябрь»
29 апреля, 21:00, Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи

Фото: Кинопоиск

Несколько лет назад немец Юлиан Радльмайер успешно – для своего совсем небольшого кино – выступил в российском прокате с фильмом «Самокритика буржуазного пса», который вполне мог посоревноваться с Годаром конца шестидесятых по успешному сочетанию едкой иронии и диалогов о классовой борьбе. В «Кровопийцах» режиссер взял метафору одной из глав «Капитала» и предположил: вдруг Маркс знал о том, что капиталисты — это правда вампиры? Комедия о классовых различиях несколько раз меняет свое настроение и даже успевает заехать по сюжету в Москву и столкнуть героев с Эйзенштейном, но в итоге оборачивается грустным кино о том, как легко одурачить пролетариат. Стоит признать — такой конец фильму диктует сама жизнь.

«Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко

Основной конкурс
24 апреля, 20:30, «Октябрь»
27 апреля, 19:30, Большой зал Новой Третьяковки

Фото: Кинопоиск

Эйзенштейн, к слову, появится на экране не только в «Кровопийцах», но и новом фильме автора «Войны Анны» Алексея Федорченко. «Милая Болгария», названная так по сорту яблок, который разводит главный герой — настоящий долгострой российского кино: съемки его были закончены три года назад, но постпродакшен удалось закончить только сейчас, причем сведением звука Алексей Федорченко занимался еще в этом марте. Фильм поставлен по мотивам автобиографической повести Зощенко «Перед восходом солнца», в которой писатель пытался найти причину своих неврозов — и из-за которой на него обрушились с травлей в середине сороковых. Неврозы и их причины продиктовали и жанр, в котором снят фильм — по словам Федорченко, «Болгарию» стоит называть психоаналитическим детективом.

«Святой Нарцисс» Брюса Ла Брюса

Программа «Молодые и красивые»
25 апреля, 20:00, «Иллюзион»
27 апреля, 22:00, «Октябрь»

Фото: Giornate degli Autori(Venice)

Канадский квир-провокатор Брюс Ла Брюс не чужд московским фестивалям: в 2010 он был членом жюри «2morrow», в 2014 на том же ММКФ показывали его «Геронтофилию», предыдущие два его фильма, «Мужененавистниц» и «Мозг Ульрики», давали связкой в летнем кинотеатре «Гаража». В фильме рассказывается о молодом человеке, который внезапно находит в монастыре своего близнеца, а также узнает, что его мать-лесбиянка вовсе не умерла, как говорила ему любимая бабушка. «Нарцисс» посвящен в том числе инцесту между близнецами, однако Ла Брюса скорее волнует вопрос «насколько далеко может зайти нарцисс в желании овладеть самим собой?» Несмотря на радикальную идею, сам фильм снят нарочито старомодно. Ла Брюс объясняет это тем, что он старался отдать дань уважения своей любимой эпохе квебекского кино: концу шестидесятых – началу семидесятых.

«Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути

Программа «8 ½ фильмов»
23 апреля, 21:10, «Октябрь»
25 апреля, 15:00, «Художественный»

Фото: IMDb

Рюсукэ Хамагути несколько лет назад стал заметен в кругах любителей кино благодаря фильму «Счастливый час», пятичасовому авторскому варианту «Отчаянных домохозяек» на японский манер — и закрепил свой успех драмой «Асако 1 и 2». «Случайность и догадка», получивший в Берлине Серебряного медведя, в очередной раз показывает, насколько точно Хамагути чувствует человеческую натуру: его конек — это тонкость, с которой он относится к изображению взаимоотношений между людьми. Многие критики после «Случайности» начали сравнивать японца с другим фестивальным любимцем, корейцем Хоном Сан-су. Во всех трех новеллах Хамагути показывает, как люди прячутся за масками — и что с ними происходит, когда их приходится снять.

«Человеческий фактор» Ронни Трокера

Программа «Эйфория изоляции»
25 апреля, 22:50, «Октябрь»
27 апреля, 18:40, «Художественный»

Фото: Filmitalia

Несмотря на то что Трокер — бельгиец, его герои большую часть времени проводят в Берлине. Не в последнюю очередь из-за этого «Человеческий фактор» сразу ассоциируется с берлинской киношколой: реализм среднего класса, статичная камера и сама картинка напоминает о волне молодых немецких режиссеров. Тем не менее Трокер смотрит на проблемы семьи рекламщиков, которые берутся за предвыборную кампанию правой партии, показывая практически одни и те же события глазами каждого из участников, включая домашнюю крысу. Подобный взгляд позволяет лучше разобраться в том, как герои относятся друг к другу и увидеть, что личное для режиссера так же важно, как и политическое. 

«Яркая вспышка» Айноа Родригес

Программа «Эйфория изоляции»
25 апреля, 16:30, Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи
28 апреля, 17:20, «Октябрь»

Фото: FEST — New Directors | New Films Festival

Дебютантка Айноа Родригес занимается преподаванием кино женщинам в сельских районах Испании, поэтому в «Яркой вспышке», действие которой происходит в глубинке, режиссеру удается максимально аутентично показать местную жизнь. Вспышка, давшая название фильму, — не только простая оптическая иллюзия, в корне меняющая жизнь героинь, но и метафора поздней эмансипации. Если взрослые мужчины-герои в фильме ведут себя мерзко, то старики уже ни на что не способны — их абсолютное бессилие выводит женщин на первый план. 

Копировать ссылкуСкопировано