Впервые опубликовано 8 апреля 1936 года в газете «Московские новости».
Нарядное голубое платье из прочного шелка с оригинальными накладными карманами; простые рабочие платья с коротким рукавом из хлопка или шелка с яркими узорами; элегантный зеленый костюм с укороченным пальто свободного кроя и другие сшитые из советского твида с узором «ёлочкой» или из шевиота; черное вечернее платье из жоржета с изысканным мягким воротничком и платье для танцев из жоржета с рюшами — это лишь немногое из весенних моделей, представленных московским Модельным домом. Миллионы и миллионы женщин, занятых в промышленности и работающих в колхозах, ждут от первого в Советском Союзе модельного бюро все больше и больше нарядов.
К началу 1936 года, менее чем через год после открытия, Дом моделей снабдил фабрики страны заказами на массовое производство 1 600 моделей платьев и костюмов. Более того, он наладил непосредственное общение со своими будущими потребителями. В бюро поступают сотни посланий, подобных письму украинской трактористки, которая спрашивала совета по выбору платья «для невысокой девушки, шатенки с голубыми глазами, желающей выглядеть повыше». На них в бюро стараются дать как можно более полезные ответы. В колхозах, заводских клубах и других учреждениях организуются показы мод с участием профессиональных манекенщиц, а делегациям женщин, приезжающим в выставочные залы модельного бюро со всех уголков страны, предоставляются советы стилистов.
«В бюро поступают сотни посланий, подобных письму украинской трактористки, которая спрашивала совета по выбору платья».
Но каждая женщина знает, что есть большая разница между любованием платьем на выставке и подбором модели для себя. Поэтому Дом моделей сейчас занят организацией возможности прямого контакта с покупательницами и в скором времени открывает для этого магазин в советской столице. Помимо продаж, не менее важной функцией этого учреждения будет обучение женщин тому, как правильно одеваться и подбирать цвета. Более того, директор Дома моделей Татьяна Махлаюк предупреждает, что специально обученные продавщицы будут отказывать в продаже нарядов, если те не подходят покупательницам.
Модный магазин как информбюро
Этот симпатичный магазинчик с большим ассортиментом, как предполагается, будет служить также для взаимного обмена информацией: покупатель будет сообщать Дому моделей о своих особых потребностях и проблемах с одеждой, а Дом моделей будет давать покупателям рекомендации по хорошему стилю, крою, материалам, цветам и качеству. Эта информация позволит сформировать «вкус в одежде», к чему и стремится Дом моделей.
«Дом Моделей будет давать покупателям рекомендации по хорошему стилю. Это поможет сформировать «вкус в одежде».
Разнообразные привлекательные наряды, которыми вооружится модельный магазин в своем крестовом походе за формирование хорошего вкуса, будут созданы собственными мастерскими Дома моделей. Фабричная одежда, также разработанная девятью модельерами Дома моделей, производится и распространяется в Москве трестом Мосбелье и аналогичными организациями в других частях страны. Помимо основных фабрик, на которых 12 000 рабочих производят одежду для женщин, детей, а также мужские рубашки и нижнее белье, у Мосбелья есть производство аксессуаров и отделки одежды, 13 ателье в Московской области, где можно сшить платья на заказ, и магазины готовой одежды. Трест также реализует продукцию в универмагах Мосторга и сельских кооперативах, число которых уже составило практически половину от 5 000 кооперативных универмагов, запланированных к открытию в районных центрах в течение этого года.
В связи с тем, что проблема со снабжением одеждой наиболее эффективно и быстро может быть решена увеличением массового производства, магазины, продающие готовую одежду, появляются с той же быстротой, с которой растет выработка фабрик. К примеру, число магазинов Мосбелья к концу года вырастет с 15 до 19. Несмотря на то, что для удовлетворения потребностей потребителей в ближайшие годы необходимо открыть еще много магазинов, совершение покупок стало несравненно более удовлетворительным, чем весной прошлого года. И поскольку массовое производство моделей, разработанных Модельным домом, посодействовало заметному улучшению в области готовой одежды, ожидается, что модельный магазин, открытый бюро, в течение ближайших месяцев подаст пример и в сфере розничной торговли.
Доступно разнообразие тканей
Готовая одежда — не единственная продукция, которую с растущим удовольствием покупают советские женщины. Для тех, кто хочет сам шить платья, в Москве открылся первый из семи запланированных в этом году магазинов тканей, где уже сейчас представлен огромный выбор шерстяных материй, тканей из гребенной шерсти, твида, шотландки, шелка, льняных и хлопковых тканей. Магазинное бюро услуг дает бесплатные консультации по крою, шитью и стирке одежды. Аналогичные советы можно будет прочитать и в ежемесячном журнале, который Дом моделей начнет выпускать с этого месяца.
«В Харькове, где недавно в порядке эксперимента начата продажа мыла и косметики через разносчиков, продажа идет бойко. Косметику все чаще доставляют прямо на дом».
В магазинах ТЭЖЭ и Московского косметического треста, в универмагах и магазинах при фабриках — советская женщина везде может найти новые тончайшие духи, ароматное мыло и мыло без запаха, и растущий ассортимент других косметических товаров на любой вкус. В некоторых местах, например, в новом магазине ТЭЖЕ, несколько недель назад открывшемся в гостинице Москва, покупательницы могут еще и получить консультацию по уходу за кожей; эти специалисты помогут подобрать правильный крем или пудру.
В Харькове, где недавно в порядке эксперимента начата продажа мыла и косметики через разносчиков, торговля идет бойко. Косметику все чаще доставляют прямо на дом — развитие служб доставки дает колхозницам возможность не отвлекаться от ударного труда во время посевной и сбора урожая. Новые электрические приборы и другие облегчающие труд устройства освобождают время советской женщины для труда и досуга: в продаже появляется все больше электрических холодильников, пылесосов, стиральных машин, плоек, фенов и вибромассажеров.