Мир в огне

Философу никто не пишет

Бразильские ультраправые пережили короткий взлет, но теперь их ждет падение. Что стоит за конфликтом Болсонару и его главного идеолога?

Летом этого года заметно активизировался бразильский аналог левого американского движения «Спящие гиганты», ведущего свою деятельность в Твиттере. Главная цель «гигантов» — «борьба с монетизацией лживых СМИ». Они оказывают давление на коммерческие компании, требуя отозвать контекстную рекламу с тех платформ, где, по мнению активистов, публикуются фейки. На деле они ведут борьбу с правыми СМИ, руководству которых основные средства приносит именно реклама. 

Среди успешных акций «гигантов» был отзыв рекламы шестью корпорациями из газеты Jornal da Cidade Online, публиковавшей лживые новости о президентской гонке 2018 года в пользу кандидата от ультраправых — Жаира Болсонару. Бразильские компании опасаются активистов, поэтому достаточно часто идут у них на поводу. Но попытки нападок на транснациональных игроков, например Samsung, пока успеха не имеют. 

Сейчас основное давление «гиганты» оказывают на платформы, критикующие губернаторов, поддерживающих жесткие меры борьбы с коронавирусом — один из ключевых сюжетов политической борьбы этого года.

У «гигантов» есть и свои противники-антагонисты. Например, движение консервативных бразильских активистов «Гиганты не спят». Его цель — контратаки на действия своих оппонентов и защита правых СМИ. Несмотря на заметное отставание от «Спящих гигантов» по количеству подписчиков, популярность правого движения тоже растет. 

Его лидеры связаны с философом Олаво де Карвалью. Так, анонимный администратор их твиттер-аккаунта параллельно ведет канал в Telegram, где нередко публикует знаменитые цитаты философа, а также ссылается на него, говоря о своих целях. Философа называют главным наставником Болсонару и одним из идеологов его президентства. 

slpng_giants_pt / twitter

Серый кардинал

Бразилец, живущий в американском Петербурге (недалеко от Ричмонда), не первое десятилетие фигурирует в информационном поле. Особую популярность он получил несколько лет назад, когда — после импичмента Дилмы Русефф и тяжелого удара по бразильскому левому флангу — наметился рост популярности их конкурентов. Стали все чаще звучать идеи «реванша правых» и их возможного прихода к власти, что по итогу и произошло. Сам философ в интервью BBC 2016 года нескромно назвал себя «вратами новых консерваторов Бразилии» и постоянно отмечал свою роль в актуальных процессах.

Де Карвалью часто называют «наставником» семьи президента Болсонару, отмечая влияние, оказываемое на его сыновей. В своем первом интервью, данном в качестве президента, Мито (такое прозвище дали Болсонару сторонники, оно происходит от слова «легенда») представил четыре важнейшие для него книги, где помимо Библии, Конституции и «Воспоминаний о Второй мировой войне» Уинстона Черчилля было… «Меньшее, что нужно знать, чтобы не быть идиотом» авторства Олаво де Карвалью. 

Olavo di Carvalho / flickr

Существует ряд правительственных министров — ставленников де Карвалью, именуемых «олавитес», которые конкурируют с военными за магистральное развитие страны. В последнее время мыслитель отмежевался от президента и не жалеет сил на его критику. Но раньше все было иначе. Кто же этот таинственный философ, влияющий на умы бразильских властей?

Его институты

Он родился 29 апреля 1947 года в Кампинасе, в штате Сан-Паулу, в католической семье. Сам философ утверждает, что забросил учебу в восьмом классе средней школы. Но существуют свидетельства о прохождении им курса философии в Папском католическом университете Рио-де-Жанейро вплоть до 1993 года. Судя по ним, де Карвалью учился там в течение 3 лет, однако академической степени так и не получил. Олаво де Карвалью всегда отмечал роль самообразования в своей биографии. Дескать, университетское образование подвергается воздействию идеологий, и его объективность сомнительна.

Во время обучения де Карвалью написал анализ труда русского историка и мыслителя Владимира Соловьева «Кризис западной философии». 

В этот временной промежуток сформировались политические и философские взгляды мыслителя. Первоначально де Карвалью был близок к бразильским левым и выступал против диктатуры военных, установленной в 1964 году. Два года, с 1966 по 1968, он даже состоял в компартии. Сегодня отношение его к режиму военных противоречиво. С одной стороны, философ заявлял, что выступает против хунты на протяжении всего ее существования. С другой, отмечал ее заслуги в спасении Латинской Америки от победы красных. А сейчас и вовсе уходит от ответов, размышляя расплывчато: «Было много чего хорошего и плохого».

Тогда же де Карвалью получил свой первый журналистский опыт: начал писать статьи для академического сообщества Университета Сан-Паулу, не поддержавшего военную хунту. В 18 лет он стал корреспондентом Folha da Manhã S/A. Спустя 12 лет, в 1977 году, де Карвалью начал сотрудничество с литературным разделом одной из крупнейших национальных газет Folha de S.Paulo, ставшей в те годы ключевой площадкой общественной дискуссии в условиях диктатуры. 

Francisco Stuckert / Keystone Press Agency / Globallookpress

Молодой журналист постепенно сближался с традиционалистскими течениями крайне экзотического толка. В 1979 году он поучаствовал в создании «Школы Юпитера», где читал лекции и организовывал мероприятия по астрологии. Философские метания де Карвалью продолжились и в 1980-е, когда он вступил в тарикат — исламский эзотерический орден, основанный швейцарцем Фритьофом Шуоном, лично знакомым с одним из классиков традиционализма Рене Геноном. Про исламский опыт де Карвалью известно мало: только то, что философ ценит его, даже несмотря на свое негативное отношение к усилению позиций ислама на Западе в наши дни.

Начало культурной войны

В 1996 году в свет вышла его первая крупная книга «Коллективное слабоумие: новости бразильской антикультуры», посвященная деградации бразильской культуры и национальной интеллигенции. Истоки этой деградации автор увидел в культурном доминировании левых интеллектуалов, захвативших академию и СМИ. 

«Коллективное слабоумие» было явной саркастической отсылкой к «коллективному интеллектуалу» Антонио Грамши. По сути, идеи самого де Карвалью можно сформулировать как «правое грамшианство»: принятие концепции культурной гегемонии и борьбы за умы граждан, но как инструмента правых. Сам мыслитель всегда видел своей задачей создание той культурной среды, в которой будет выращена новая интеллектуальная элита Бразилии. Его книги наполнены провокационным посылом, чтобы вызвать дискуссию, в которой будет коваться новая правая интеллигенция. И ему это удалось — труд стал настоящим бестселлером, взорвавшим бразильскую общественность. 

В 2018 году переизданное «Коллективное слабоумие» побило рекорды по продажам на Amazon.

Но книгами де Карвалью не ограничился. Он продвигает свои философские идеи как журналист и блогер. В 2002 году философ запустил интернет-портал «Медиа без масок», который через 2 года начал вещание и на ТВ. Официальная цель ресурса — «борьба с левым уклоном в великих бразильских СМИ». Философ охотно пользуется соцсетями: Facebook, Instagram, YouTube, Twitter. Помимо этого, он занимается онлайн-преподаванием философии. 

Де Карвалью сторонится дебатов в академическом сообществе: он предпочитает напрямую обращаться к «пастве», проповедуя собственные идеалы через собственные каналы. То ли в этом ему видится наиболее успешная медийная стратегия, то ли он попросту не желает спорить с более образованным слоем общества. Последнее с учетом его «образования» и ряда лженаучных заявлений (например, о гелиоцентризме и плоской Земле) вполне возможно. 

Традиционалистский интернационал

В 2005 году де Карвалью перебрался в США, штат Вирджиния, где и живет сегодня. По официальной версии, он разочаровался в культурных тенденциях Бразилии и покинул страну в знак протеста. С тех пор мыслитель стал известен не только на родине, но и по всему миру. Например, познакомился и наладил контакт с лидером американских «новых правых» Стивеном Бэнноном — экс-советником Дональда Трампа и одним из архитекторов его победы в 2016 году. 

Olavo di Carvalho / flickr

Некоторые исследователи полагают, что вместе с американским коллегой и российским философом Александром Дугиным бразильский мыслитель образует «тройку традиционалистов». В 2011 году де Карвалью и Дугин столкнулись в дебатах, посвященных международным отношениям и главенствующей роли США. Бразилец выступил с жесткой критикой в адрес позиции российского руководства по арабо-израильскому конфликту, считая неприемлемым сотрудничество с Ираном. Кроме того, де Карвалью не видел и не видит проблемы в американской гегемонии. 

Ключевые идеи де Карвалью

  • В основе политической борьбы должна лежать борьба за умы интеллигенции
  • Ревностный католицизм 
  • Ревизия невыгодных для церкви исторических сюжетов (включая отрицание существования инквизиции)
  • Отрицание изменения климата и пользы вакцин
  • Антиглобализм (при этом де Карвалью не считает роль США в глобальном миропорядке негативной)

Евразийство он называет «синтезом несуществующего СССР и царской империи», смесью марксизма-ленинизма, русского мессианства, нацизма и эзотеризма. Такие форматы, как БРИКС и ШОС, считает «материальным воплощением» дугинских идей. Также де Карвалью занял украинскую сторону в конфликте на Донбассе, обвинив Дугина в поддержке «систематического убийства украинцев». Через год после их дебатов в свет вышла книга, посвященная столкновению двух мыслителей.

Ameer Al Mohammedaw / Globallookpress

Путь к власти

В 2014 году де Карвалью заочно познакомился с депутатом парламента от Рио-де-Жанейро Жаиром Болсонару, отставным капитаном, известным своим негативным отношением к левым, нападками на меньшинства и открытыми симпатиями военной диктатуре 1964–1985 годов. Политик проникся идеями философа и познакомил его с тремя своими сыновьями: Флавио, Карлосом и Эдуарду, которые и сами являются публичными политиками.

В наибольшей степени де Карвалью повлиял на Эдуарду — младшего, самого любимого и активного на политическом поле сына. Между политической семьей и философом установились крепкие дружеские отношения. Во время президентских выборов мыслитель публично поддержал Болсонару, перенявшего риторику своего «гуру».

Сыновья Болсонару руководили избирательной кампанией, по итогам которой он и стал президентом.

После победы Болсонару на президентских выборах в октябре 2018 года де Карвалью начал заметно влиять на процесс формирования правительства. Вначале он публично заявил о готовности занять должность посла Бразилии в США. После начал выдавать рекомендации по формированию команды президента. В частности, из ставленников де Карвалью в правительство вошли министр иностранных дел Эрнесту Араужу и министр образования Рикардо Велес. 

Мыслитель долгое время отрицал свое влияние на Болсонару, но при этом не скрывал факта влияния на раздачу министерских портфелей людям, с которыми он поддерживает хорошие отношения. Назначение главы Итамарати (так называется МИД страны) он объяснял своими личными симпатиями к дипломату. В правительстве возникла целая прослойка министров, назначенных по совету философа и лояльных ему.

Назначенных по протекции де Карвалью министров в Бразилии называют «олавитес».

Правительство Болсонару неоднородно. Условно можно выделить три крупные группы: экономисты, военные и «олавитес». Именно «олавитес» наравне с военными борются за ключевую роль в принятии решений и выборе общего направления развития (экономисты нейтральны и находятся в стороне от данных споров). Между военными и последователями де Карвалью существует заметная неприязнь. Военные считают «олавитес» радикалами, неспособными трезво мыслить и принимать серьезные решения. «Олавитес» считают, что военные не могут понять истинных идейных намерений и сути культурной борьбы.

Michal Burza / ZUMAPRESS / Globallookpress

Триумф

Обе стороны используют каждый политический конфликт для укрепления собственных позиций. Военные с симпатией отнеслись к отставке Велеса, в то время как «олавитес» поливали грязью министра здравоохранения Луиса Мандетту, пользовавшегося поддержкой военных. Сам де Карвалью не сидит в стороне от этих конфликтов. Под его критику попадали экс-секретарь правительства Карлус дус Сантуш Крус (руководитель миротворческой миссии ООН в Конго с 2013 по 2015 год), а также вице-президент Антониу Амилту Моурау (тоже военный).

Министров-«олавитес» в правительстве немного, но их роль в бразильской политике одна из ключевых благодаря активной поддержке сыновей президента Болсонару. Главным ставленником философа является министр иностранных дел Эрнесто Араужу. Он привлек интерес де Карвалью своей статьей 2017 года, где анализировал речи Дональда Трампа и крайне хвалебно высказывался об американском президенте. Философу настолько понравилось прочитанное, что он перепостил текст и призвал подписчиков изучить статью молодого дипломата. 

Fabian Sommer / Globallookpress

Став министром, Араужу опубликовал новую статью о собственном видении внешней политики Бразилии, где говорил об идейном противостоянии христианского консервативного мира и «мира постмодерна». По мнению министра Бразилии, необходимо заключить союз с США, Индией, Японией, Италией, странами Восточной Европы (в том числе Россией), чтобы дать отпор неолиберальному миропорядку. Несмотря на выход Бразилии из соглашения ООН о миграции и поддержке самопровозглашенного президента Венесуэлы Хуана Гуайдо, реальные действия министра носят скорее прагматичный характер. Частые встречи с американскими политиками не привели к формированию союза двух держав, сотрудничество с Китаем лишь укрепляется, а в 2019 году Бразилия как председатель БРИКС провела у себя дома саммит. Так что на внешнеполитическом направлении идеология де Карвалью не принесла резких изменений.

Ещё одно ключевое ведомство, полученное «олавитес», — министерство образования. Первый министр Рикардо Велес (бразилец колумбийского происхождения) был отправлен в отставку еще в первые 100 дней президентства Болсонару. Причинами ухода министра были постоянные аппаратные конфликты и увольнения чиновников, а также регулярные нападки на школьные учебники. Так, он хотел убрать из них фрагменты о ценности этнического разнообразия страны, а также тотально перекроить интерпретацию военной диктатуры 1964–1985 годов. После таких слов министра «попросили на выход». 

Marcelo Chello / ZUMAPRESS / Globallookpress

Новый министр-олавист Абрахам Вейнтрауб также запомнился противоречивостью. Среди его «заслуг» можно выделить обвинения университетов в выращивании каннабиса, продвижении теорий заговора, неэтичные слова в адрес коренных жителей Бразилии. Из-за его высказываний страна дважды оказывалась на грани дипломатического скандала (с Францией и Китаем). Но самой главной его «фишкой» были частые орфографические ошибки, которые он допускал в Твиттере. В результате аппаратной борьбы с военными и нажима Суда и Конгресса «олавитес» потеряли жизненно важное для них министерство.

Раскол

С каждым новым месяцем президентства Болсонару в его отношениях с де Карвалью углубляется трещина. Во-первых, президент далеко не всегда готов следовать идейным догмам философа и вынужден идти на определенные уступки. Мыслителя очень разозлили визит Мито в Китай и договоренности с Пекином по крупным инвестициям. Он счел это идейным предательством. Но главной линией нынешнего раскола стал политический кризис, вызванный коронавирусом. 

Начало полноценной эпидемии в стране ускорило противостояние военных и «олавитес». В конфликт вмешался Национальный Конгресс (грозящий импичментом президенту), не желающий усиления крайне правых и увидевший в военных залог стабильности, выхода из тяжелого поражения. В итоге в руки военных попало министерство здравоохранения, а «олавитес» в целом ослабили свои позиции. На фоне ослабления жесткой риторики Болсонару и его стремления наладить диалог с центристскими партиями парламента олавитские догмы и крайне правые требования отходят на второй план.

Я не хочу быть представителем никаких правых, я только исполнял свою службу тем, что позволял им говорить. Естественно, когда ты открываешь крышку, вместе с цветами вылезают кобры, пауки, ящерицы, сороконожки, вся эта грязь выползает вместе.

Олаво де Карвалью
в интервью ВВС

Это и провоцирует нынешний конфликт президента и де Карвалью. Философ не хочет принять более умеренный курс, взятый Болсонару после избрания на пост президента. В стремлении Мито наладить диалог с потенциальными союзниками, не имеющими отношения к «олавитской» философии, де Карвалью видит отход от своих идеалов и проявление упадка «высокой культуры». 

Президент будет вынужден и дальше сбавлять градус радикальной риторики и идти на компромиссы, чтобы получить электоральную поддержку на выборах 2022 года. В преддверии муниципальных выборов (считающихся замером перед президентской гонкой) голоса стремительно набирают многочисленные региональные партии центристов, далеких от противостояния правых и левых. Главная цель Болсонару — не допустить их усиления до федерального уровня. 

Dario Oliveira / ZUMAPRESS / Globallookpress

В новой системе, формирующейся на наших глазах, Олаво де Карвалью теряет позиции «гуру» и духовного лидера президента. Мыслитель и его сторонники проигрывают борьбу и попадают на задворки актуальной политики.