В Москве приступили к тестированию сервиса краткосрочной аренды личных автомобилей «Рули». Об этом в Telegram-канале департамента транспорта столицы сообщил глава ведомства Максим Ликсутов.
- Регистрация открыта для первых 100 участников-испытателей проекта.
- Сдавать свои машины в аренду автовладельцы смогут с помощью приложения «Рули».
- На первом этапе в проекте в качестве арендаторов будут участвовать только друзья и знакомые автовладельцев, поскольку не каждый сможет доверить автомобиль постороннему человеку.
- Цель проекта — снизить количество незадействованных машин на парковках.
- Первым 100 участникам дептранс установит в автомобиль GPS-трекеры и устройства удаленного доступа. Также им бесплатно оформят ОСАГО на срок тестирования сервиса.
- В будущем планируется добавить в сервис страхование поездок по каско.
- Если арендатор нарушит правила дорожного движения, ответственность ляжет на него.
Создателем платформы «народного каршеринга» выступила столичная мэрия. Параллельно с тестированием приложения его будут дорабатывать. Сервис «Рули» запустят и в Санкт-Петербурге. Он будет работать на платформе, разработанной московским дептрансом.
Принцип работы сервиса
Пока набор автовладельцев, желающих сдать свои машины в аренду для тестирования сервиса, открыт. Как уточнил Максим Ликсутов, власти не ждут наплыва регистраций. Тем, кто пожелает участвовать в тестировании, необходимо будет зарегистрироваться в приложении и начать им пользоваться.
- Если автомобиль не нужен водителю, он должен указать, что машина свободна, и сообщить условия аренды машины.
- Затем автовладельцу нужно отметить своих знакомых в списке контактов. После этого им придет сообщение о возможности арендовать машину с приглашением зарегистрироваться в сервисе в качестве арендатора.
- Все условия аренды, начиная от срока и заканчивая оплатой, обсуждаются между пользователями онлайн.
- По замыслу дептранса, владелец будет получать информацию о местоположении автомобиля, скорости его движения и остатке топлива в реальном времени.
Каршеринг в Москве
В январе 2021 года мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что число пользователей каршеринга в столице превысило 1 млн. Он также отметил, что всего по дорогам Москвы ездит более 25 тыс. автомобилей каршеринга.
- Первым официальным московским сервисом проката автомобилей стал «Делимобиль», он появился в апреле 2015 года.
- В 2020 году столичному каршерингу исполнилось 5 лет, а его автопарк стал крупнейшим в мире.
- В сентябре прошлого года в столице насчитывалось шесть таких сервисов. Самый крупный из них — «Яндекс.Драйв» (занимает более 50% рынка), на втором месте — «Делимобиль» (23,8%), на третьем — BelkaCar (11,5%), на четвертом — YouDrive (9,3%). За 5 лет на их машинах было совершено 110 млн поездок.
- В 2020 году ежедневно столичный каршеринг использовали примерно для 140 тыс. поездок, в среднем на одну машину приходилось 6,5 поездки. Средняя продолжительность одного маршрута составляла 33 минуты, а средняя дистанция — 12 км.
Другие проекты народного каршеринга (peer-to-peer)
Сервис «народный каршеринг» — относительно новая услуга на российском рынке.
- В октябре 2020 года стартапер Яков Ахмадулин запустил российский проект Getarent. Сервис обещает водителям заработок 24 тыс. рублей в месяц на сдаче своего автомобиля в аренду.
- Сама компания, по итогам 2020 года, понесла чистые убытки в размере 345 тыс. рублей. Стартап устанавливает на машины, которые автовладельцы сдают в аренду, телематическое оборудование, оплачивает штрафы и компенсирует убытки.
В других странах «народный каршеринг» стал популярной услугой несколько лет назад. В сервисах зарегистрированы тысячи автовладельцев, они получают регулярный доход от сдачи своей машины в аренду.
- Французский народный каршеринг CITIZ был запущен в 2014 году, работает в 100 городах страны, его клиентами являются 1200 автовладельцев. Чтобы стать арендодателем или клиентом, необходимо пройти регистрацию на сайте компании. Компания ввела как почасовые тарифы (от €2 до €4,5 в час), так и подневные (от €10 до €45 в день). Абонентская плата владельцев автомобилей составляет €8, если машина сдается до 10 часов в месяц; и €16, если ее арендуют на большее время.
- Один из самых популярных сервисов народного каршеринга в США — компания Turo. По данным 2019 года, на платформе было зарегистрировано 400 тыс. машин, а услугами сервиса пользовались 10 млн клиентов. Согласно условиям компании, владельцы машин получают от 90% до 65% от оплаты услуги арендатором.