КапиталДеталиКоронавирус

В Германии начали печь хлеб из нераспроданного в пандемию пива

С проблемой перепроизводства слабоалкогольного напитка столкнулись заводы разных стран.

Пиво выливали, раздавали, делали из него бренди.

Закрытие ресторанов и баров из-за пандемии привело к тому, что у производителей пива образовались большие запасы их скоропортящегося продукта. В Германии решили проблему: пекарни забирают излишки пива и замешивают на нем хлеб.

  • На складах пивоварни Füchschen Brewery в Дюссельдорфе в марте скопилось около 6000 литров невостребованного пива Altbier, срок годности которого уже подходил к концу. Производители напитка решили объединиться с пекарнями, которые ранее уже использовали зерно, оставшееся после пивоварения.
  • Владелец пивоварни говорит, что ему было бы стыдно просто выбросить товар. Пиво начали добавлять вместо воды при выпечке хлеба. 
  • Новый хлеб начали готовить уже более десяти пекарен. Его цена — €3,95 ($4,65) за буханку. В комплекте покупателям выдают бутылку пива.
https://www.instagram.com/p/CMo26tFsRpy/
  • Füchschen Brewery — небольшая местная пивоварня, однако она не впервые становится объектом внимания СМИ. Füchschen переводится с немецкого как «лисичка», и этот образ производители в 2019 году использовали в своей рекламе. На постере девушка-лисичка в коротких шортах раскачивалась над огнем на решетке гриль, как на качелях. Однако Совет по рекламе Германии счел ее сексистской. Позже немецкая феминистическая организация Terre des femmes присудила плакату первое место в рейтинге самой женоненавистнической рекламы.

Как пивовары справлялись с перепроизводством в пандемию

  • Многие производители просто выливали пиво, которое не удалось продать из-за локдауна. Пивоварни из Австралии, Германии, Франции сливали в канализацию десятки миллионов литров продукта и терпели миллионные убытки. 
  • Производитель Willinger Brauhaus из немецкого Гессена не стал выбрасывать излишки продукции, а раздал пиво всем желающим. Люди забирали напиток ведрами. Только в первый день акции 2600 литров разобрали за несколько часов.
  • Семейная пивоварня Bernard из Высочины (Чехия) стала производить из излишков пива 40-градусный бренди. Продажи компании в прошлом году упали на 14%, и новый продукт помогает компенсировать убытки. Крепкий алкогольный напиток создается путем медленной дистилляции, при которой необходимо перегонять примерно десять литров пива на литр бренди.
  • Пивоварня Harpoon Brewery, расположенная в Бостоне (США), объединилась с другим американским производителем — ликероводочным заводом Deacon Giles Distillery из Салема — для производства санитайзеров. Непроданное пиво отправляли на перегонку, а затем в Бостон возвращалось готовое средство для дезинфекции рук. Позже идею переняли и другие пивоварни. Они распространяли санитайзеры бесплатно по больницам, домам престарелых и службам экстренного реагирования, включая полицию и пожарные депо.

Влияние пандемии на рынок пива

Локдаун, запрет массовых мероприятий и закрытие ресторанов, баров и кафе негативно отразились на отрасли.

  • Продажи пива на рынке ЕС упали на 20% из-за COVID-19. Крупные компании с каналами выхода на новые рынки смогли компенсировать потери при торговле; мелкие пивоварни вынуждены были полностью менять свои бизнес-модели.
  • В разгар пандемии Союз российских пивоваров заявлял о риске банкротств из-за обвала рубля и снижения покупательской активности населения. В России — более 1,5 тысяч пивоваренных предприятий, 90% из них — это субъекты малого и среднего бизнеса. Прогнозировалось падение рынка на 20–50%. 
  • При этом в Западной Европе на HoReCa (сегмент сферы услуг и канал сбыта товаров с непосредственным потреблением товара в месте продаж) приходится до 50% объема продаж пива. В России — только 3%.
  • В США за минувший год розничные продажи пива упали на $20 млрд. В разгар пандемии более 60% пивоваренных заводов замедлили производство, а более 28% полностью остановились.

Кризис перепроизводства в пандемию

  • Производители молока из США вынуждены были сливать тонны своей продукции из-за сбоев в цепочках поставок, к которым привела пандемия. Массовое закрытие ресторанов и школ привело к внезапному переключению с этих оптовых рынков общественного питания на розничные продуктовые магазины, создавая большие проблемы с логистикой и упаковкой для заводов, перерабатывающих молоко, масло и сыр. 
  • Те же самые логистические проблемы нанесли урон птицефабрикам, которые специализировались на поставках куриного мяса в рестораны, а не в магазины. В апреле 2020 года только один американский производитель мяса птицы — Sanderson Farms — еженедельно уничтожал 750 000 подготовленных для выведения цыплят яиц. В пандемию их отправляли на переработку в корм для домашних животных.
  • Российские фермеры вынуждены были выбрасывать десятки тонн овощей из-за того, что их невозможно было продать. На Украине сельхозпроизводители устраивали стихийные свалки из гниющих продуктов. Из-за закрытия крупных рынков и, как следствие, отсутствия оптовых покупателей аграрии лишились каналов сбыта.