Культурный кодДетали

Троллейбусы от «КАМАЗа»

И другие тренды регионального бизнеса: в Петропавловске-Камчатском появится современный судоремонтный завод, в Алабушеве концерн «Россиум» построит биотехнологический комплекс, в Татарстане «КАМАЗ» начнет серийное производство троллейбусов.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Петропавловске-Камчатском появится современное судоремонтное предприятие

Проект судоремонтного предприятия «РЕМ-НОВА-ДВ» в Петропавловске-Камчатском признан приоритетным для финансирования за счет средств госкорпорации развития «ВЭБ.РФ».

Факты

  • Проект по возрождению судоремонтной отрасли в Петропавловске-Камчатском стартовал в 2021 году, когда холдинг «Норебо» начал восстанавливать инфраструктуру на площадке в микрорайоне Завойко на окраине города. В ремонт и реконструкцию территории инвестор вложил более миллиарда рублей.
  • В работу уже запущены два дока и плавучий кран, который сейчас является единственным действующим в Камчатском крае.
  • В сентябре 2022 года компания «РЕМ-НОВА-ДВ» получила статус резидента территории опережающего развития «Камчатка», что позволяет ей использовать различные льготы. Инвестиционное соглашение было подписано с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики на ВЭФ-2022 во Владивостоке.
  • Данный проект был в списке поручений Путина по итогам совещания о долгосрочном социально-экономическом развитии Петропавловска-Камчатского в сентябре 2022 года.

Перспективы

  • Реализация проекта позволит возродить судоремонтную отрасль в Камчатском крае, которая находится в кризисе. Также новое предприятие упростит решение задачи по ремонту судов самой компании «Норебо».
  • Согласно плану, должны быть запущены четыре дока, а завод сможет ремонтировать не менее 60 средних и малотоннажных судов в год.
  • На данный момент ВЭБ.РФ одобрил выделение ООО «РЕМ-НОВА-ДВ» части необходимых средств в объеме около 2 млрд рублей. Еще 500 млн рублей кредитной поддержки предоставит Сбербанк.
  • Полностью проект планируют реализовать к 2027 году. Он позволит создать более 300 новых рабочих мест.

Риски

  • Реконструкция судоремонтного завода и сопутствующей инфраструктуры несет экологические риски. Жители микрорайона уже жаловались на строительную пыль. Также они недовольны шумом со стройки и большим количеством техники.
  • Представитель АО «Норебо» Владимир Вальтер ранее отмечал необходимость долгосрочного кредитования проекта, отсутствие которого затягивало его реализацию. 

Концерн «Россиум» построит биотехнологический комплекс в Алабушеве

Новый комплекс войдет в фармацевтический кластер Москвы. На заводе будут производить препараты для лечения онкологических, генетических и редких заболеваний.

Факты

  • В октябре 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что концерн «Россиум» построит биотехнологический комплекс на площадке «Алабушево» (город Зеленоград) особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис «Москва».
  • В числе преференций резидентов ОЭЗ: 0% НДС на ввоз товаров, 2% налог на прибыль, 0% налог на имущество, землю и транспортный налог (на 10 лет) и другие.

Перспективы

  • Биотехнологический комплекс разместится на площади в 37 тыс. кв. метров. Завершить его строительство планируют в 2027 году, а выпустить первую партию продукции — в первом квартале 2028 года.
  • Число новых рабочих мест составит 1100. Объем инвестиций в проект не раскрывался.
  • Проект станет частью столичного фармацевтического кластера, в который на сегодняшний день входят 11 компаний и 8 уже функционирующих заводов.
  • В рамках кластера компании планируют наладить выпуск 128 наименований лекарственных препаратов, из которых 98 ранее не производились в России — таким образом, проект нацелен на импортозамещение в фармацевтической отрасли.
  • Непосредственно на заводе «Россиума» будут производить препараты для лечения онкологических, генетических и редких заболеваний. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, по итогам создания кластера потребность в отечественных онкологических препаратах будет закрыта более чем на 80%.
  • Пока что на рынке лекарственных препаратов сохраняется высокая зависимость от импорта: в 2022 году в денежном выражении импортируемые лекарства занимали около 56% рынка, а в натуральном выражении — около 32%.
  • Фармацевтический рынок в России в 2022 году в денежном выражении вырос и составил свыше 2,5 млрд рублей, что на 11,9% выше, чем в 2021 году. В период с 2018 по 2023 год фиксировался постепенный стабильный рост рынка в денежном выражении, а вот по количеству упаковок выпуск снизился с 6,363 млн в 2018 году до 5,211 млн в 2022-м. Доля коммерческих продаж в аптечных пунктах составила 60%, доля госзакупок — 40%.

Риски

  • В последние годы российский фармацевтический рынок характеризуется ростом цен на лекарственные препараты и одновременным снижением физического объема продаж. Кроме того, в прошлом году уже было зафиксировано резкое сокращение темпов роста (в денежном выражении) государственных закупок лекарств: в 2021-м они составили 33%, а в 2022-м — около 7%.
  • В фармацевтической промышленности России сохраняется зависимость от импорта технологического оборудования, а также компонентов лекарств (фармсубстанций): не все компании обладают нужными компетенциями и развивают производства полного цикла, в том числе по причине их экономической невыгодности.

В 2024 году «КАМАЗ» планирует начать выпуск современных троллейбусов на своем основном предприятии в Татарстане

В рамках международной выставки «ЭлектроТранс-2023» в Москве был представлен троллейбус КАМАЗ-62825, серийное производство которого начнется в 2024 году.

Факты

  • ПАО «КАМАЗ» (Камский автомобильный завод) работает с 1976 года и специализируется на выпуске грузовых автомобилей. Завод был построен в городе Набережные Челны в Татарстане, став там градообразующим предприятием.
  • В прошлом году компания продала более 43 тыс. грузовых автомобилей, тогда как в 2021-м данный показатель был на уровне чуть больше 39 тыс. единиц. В последнее время компания испытывает растущую конкуренцию со стороны китайских грузовиков.
  • Инвестиции ПАО «КАМАЗ» выросли на 46% в 2022 году по сравнению с 2021 годом и достигли около 16 млрд рублей.
  • В последние годы компания интенсивно расширяет линейку своей продукции за счет пассажирского транспорта — автобусов и электробусов.

Перспективы

  • По итогам 2023 года «КАМАЗ» планирует выпустить около 2 тыс. единиц пассажирского транспорта, что на 30% больше по сравнению с 2022 годом. А в 2024-м объем производства увеличат еще на 20%.
  • В 2024 году, помимо автобусов и электробусов, ПАО «КАМАЗ» впервые начнет производить троллейбусы. 
  • В рамках международной выставки «ЭлектроТранс-2023», в Москве в конце сентября 2023 года «КАМАЗ» представил троллейбус модели КАМАЗ-62825.
  • В троллейбусе КАМАЗ-62825 предусмотрено 34 места для сидения и 3 откидных кресла. Его габаритная длина равна 12,4 метра, а общая вместимость пассажиров — 85 человек.
  • Новый троллейбус имеет стальной каркас кузова с боковыми панелями. В нем предусмотрены накопители энергии, которые позволят преодолевать расстояние до 30 км автономно. Это полезно в случае аварий на электросетях и для обслуживания районов, в которых отсутствует контактная сеть.
  • Силовая установка троллейбуса оснащена электрическим двигателем переменного тока мощностью от 150 до 180 киловатт. У троллейбусов будут электродвигатели российской разработки.

Риски

  • Во многих городах России отказываются от троллейбусного транспорта, как, например, в Москве, Перми, Тюмени, Астрахани, Липецке и Твери. В связи с этим остается неясным, на какой объем спроса может рассчитывать новое производство. Тем не менее троллейбусная сеть продолжает работать в Казани, Санкт-Петербурге и других городах. 
  • В случае восстановления рынка троллейбусов в России может возникнуть конкуренция за внимание и заказы со стороны государства. Самый большой опыт в сборке троллейбусов имело ЗАО «Тролза» в Саратовской области. Сейчас выпуск троллейбусов там остановлен, но в случае восстановления опыт этого предприятия окажется значительно больше, чем у «КАМАЗа».
  • В последнее время рынок троллейбусов — небольшой, но имеющий перспективу нового роста — пытаются также занять новые игроки: вологодская «Транс Альфа» (модель «Авангард»), Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (некрупная модель «Горожанин») и белорусский BKM Holding (модель Olgerd). Конкурентоспособность троллейбусов «КАМАЗа» на этом фоне может обеспечить их более высокое качество и наличие современных элементов, но при этом модель может оказаться слишком дорогой.