КапиталДетали

Титановый гигант

В Свердловской области открылось новое титановое производство, в игорной зоне «Приморье» построят казино и гостиничный комплекс, в Челябинской области появится цех для нового конвейера на автозаводе «Урал».

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Свердловской области открылось новое производство по обработке деталей из титана

30 июня 2023 года корпорация «ВСМПО-Ависма» запустила в Верхней Салде Свердловской области производственный комплекс по обработке колец и дисков из титановых сплавов.

Факты

  • «ВСМПО-Ависма» является единственной в мире титановой компанией, которая осуществляет полный цикл производства — от переработки сырья до выпуска финальной продукции. Численность сотрудников корпорации — 20 тыс. человек.
  • Россия занимает первое место в мире по объемам экспорта титана, 70% продукции «ВСМПО-Ависма» уходит на зарубежный рынок. Основными клиентами компании традиционно являлись мировые лидеры в области авиа- и двигателестроения: американские корпорации Boeing, Pratt and Whitney и Collins Aerospace, французские Airbus, Safran SA и Messier-Bugatti-Dowty, бразильский Embraer, британская компания Rolls-Royce.
  • Титан используется в авиастроении, ракетостроении, судостроении, автомобилестроении, тяжелой промышленности, медицине, строительстве и архитектуре.
  • Корпорация также производит ферротитан, он используется в сталелитейном производстве в качестве очищающего средства для чугуна и стали.
  • Новый производственный комплекс начали строить в 2020 году. Общая площадь корпусов составляет 10 тыс. квадратных метров. В проект было инвестировано 3,2 млрд рублей.
  • 30 июня 2023 года рядом с новым производственным комплексом в Верхней Салде открылся современный кампус для студентов. На данный проект корпорация потратила 120 млн рублей.

Перспективы

  • Открытие производственного комплекса позволило создать 100 рабочих мест.
  • Компания планирует построить вторую очередь цеха для проведения чистовой обработки колец и дисков для авиации и двигателестроения, что позволит развивать отечественное самолетостроение.
  • Всем работникам завода была сделана надбавка на 9% к зарплате на фоне открытия комплекса.
  • В новом кампусе рядом с заводом планируют размещать студентов, которые в будущем станут сотрудниками «ВСМПО-Ависма». 

 Риски

  • Производство титана и механическая обработка титановых деталей влечет за собой экологические риски. В процессе производства могут образовываться твердые, жидкие и газообразные продукты: например, шламы и серная кислота.
  • Россия зависима от импорта титановых концентратов для производства, причем значительная часть поставок в прошлом осуществлялась с Украины. Собственное горнодобывающее производство титанового сырья в России только начинает развиваться. При этом в нем содержится большое количество диоксида кремния, а его очистка — сложная, дорогая и трудоемкая.
  • Компания испытывает растущие трудности при работе на внешних рынках в связи с разрывом отношений с западными партнерами. Например, большая доля заказов была потеряна с приостановкой работы совместного предприятия «ВСМПО-Ависма» и Boeing — Ural Boeing Manufacturing.

В игорной зоне «Приморье» построят новое казино и гостиничный комплекс

ООО «Азия-Инвест Групп» планирует вложить в свой проект 2,5 млрд рублей и построить гостиницу на 80 номеров и казино на 30 столов.

Факты

  • Корпорация развития Приморского края (оператор игорной зоны «Приморье») сообщила, что ООО «Азия-Инвест Групп» получило разрешение на строительство первой очереди гостиничного комплекса на территории игорной зоны «Приморье».
  • Игорная зона «Приморье» в бухте Муравьиная на территории города Артем была создана в 2009 году и является одной из четырех официальных игорных зон в России.
  • За первую половину 2023 года налоги со всех четырех российских игорных зон составили 1,2 млрд рублей: «Красная Поляна» (Краснодарский край) — 808 млн, «Приморье» — 295 млн, «Янтарная» (Калининградская область) — 112,5 млн, «Сибирская монета» (Алтайский край) — 35 млн.

Перспективы

  • ООО «Азия-Инвест Групп» планирует начать строительство в 2023 году, а завершить — в 2025-м. В настоящее время ведутся переговоры с подрядчиками и готовится документация.
  • Объем инвестиций в проект составит 2,5 млрд рублей; число новых рабочих мест — около 450.
  • Сообщается, что комплекс будет иметь 8 этажей, 80 гостиничных номеров, а также казино на 30 игровых столов и 200 автоматов.

Риски

  • Ранее сообщалось, что ООО «Азия-Инвест Групп» планирует инвестировать в комплекс 1,7 млрд рублей — таким образом, произошло удорожание проекта.
  • Игорная зона «Приморье» развивается медленно. За 14 лет было введено всего два работающих казино: Tigre de Cristal и «Шамбала». Ряд контрактов с другими инвесторами были прекращены из-за их бездействия. 
  • Можно ожидать, что в связи с нестабильной экономической ситуацией внутри страны, а также низким интересом со стороны иностранных туристов рентабельность игорного бизнеса будет ниже, чем в докризисный период.
  • В 2020–2023 годах в Приморском крае вводились пониженные ставки на игорный бизнес. Возврат к изначальным ставкам планируется уже во второй половине 2023 года, что также негативно скажется на прибыльности бизнеса. 

В Челябинской области построят новый сборочный корпус на автозаводе «Урал»

28 июня 2023 года в городе Миасс Челябинской области заложили первый камень будущего сборочного корпуса автозавода «Урал» по производству специальных автомобилей.

Факты

  • Автомобильный завод «Урал» является градообразующим предприятием города Миасс Челябинской области. На нем трудятся 7,3 тыс. работников.
  • Завод «Урал» выпускает автомобили полного привода (Урал Next, Урал-М, Урал 6370, Урал 9593, Урал 4320), неполного привода (Урал-Next 6х4), газовые автомобили (Урал CNG). Модельный ряд завода представлен бортовыми автомобилями, седельными тягачами, вахтовыми автобусами, самосвалами и шасси. Значительная часть продукции производится в рамках гособоронзаказа.
  • В 2022 году автозавод «Урал» увеличил объем выпускаемой продукции, собирая более 50 автомобилей в день (18 250 за год). 
  • Общий объем финансирования строительства нового корпуса оценивается в 15 млрд рублей.
  • Старт производства запланирован на 1 января 2025 года.

Перспективы

  • В будущем сборочном корпусе установят автоматизированный конвейер тележечного типа, что позволит нарастить объемы производства коммерческой и военной техники.
  • Планируемый объем выпуска на новых мощностях будет составлять 5500 автомобилей ежегодно.
  • Новый сборочный комплекс обеспечит 1200 новых рабочих мест, что почти удваивает производительность труда.

Риски

  • На заводе «Урал» использовалось большое количество импортных комплектующих. На данный момент завод продолжает использовать комплектующие из Китая и Турции, стоимость которых растет, а также вынужден решать вопросы импортозамещения.
  • На заводе отмечается дефицит рабочей силы. «Урал» является крупным поставщиком для армии РФ и с началом СВО загрузка предприятия выросла, в связи с чем заводу пришлось снижать требования к набору персонала.
  • Последние годы завод «Урал» испытывает финансовые проблемы, в том числе при реализации гособоронзаказа. Так, в июне 2023 года «Шадринский автоагрегатный завод» (Курганская область) предъявил исковое требование к автозаводу о взыскании задолженности по исполнению гособоронзаказа.