Культурный кодДеталиКоронавирус

Студенты МГУ им. Ломоносова потребовали скидку из-за дистанционного обучения

Активисты, подавшие судебный иск, утверждают, что качество образования снизилось на 80%.

В вузе ответили, что приняли все меры для сохранения непрерывности учебного процесса в условиях пандемии. 

Студенты Московского Государственного Университета им.Ломоносова подали иск в суд с требованием назначить скидку на оплату за обучение. Они считают, что качество образования снизилось после перевода на дистанционный формат. Об этом 10 ноября сообщил Telegram-канал «Первый университетский». 

Суть претензий 

В группе активистов, подавших иск считают, что продуктивность обучения во время перехода на онлайн-формат упала на 70–80%.

  • Во время дистанционного обучения студенты были лишены возможности пользоваться библиотекой; держать личный контакт с преподавателями; был закрыт доступ к научно-исследовательскому оборудованию, что мешало проведению лабораторных работ. В целом материальная база университета оказалась вне досягаемости учеников.
  • Как утверждают инициаторы иска, «в процессе дистанционной передачи материала имели место технические сбои, что вызвано неготовностью используемых интернет-ресурсов. Преподавательский состав не был подготовлен к высокой степени информационной коммуникации, у него недостаточно выработаны навыки методик онлайн-преподавания и удаленной передачи знаний, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования». Об этом говорится в исковом заявлении, фрагменты которого опубликованы на ютуб-канале адвоката Флоранс Ленской.
  • По сообщению активистов, серверы, обеспечивающие качество интернет-соединения, весной 2020 года не выдерживали нагрузки из-за количества проводимых конференций с большим числом участников. Иногда, из-за неполадок с сетью, пары отменялись на весь учебный день.
  • Студенты требуют у МГУ возместить часть оплаты за весенний семестр 2019–2020 учебного года и назначить скидку на осенний семестр 2020–2021 учебного года. Точная сумма в исковом требовании не указана. 

Помимо иска в суд, студенты университета создали петицию на change.org «За снижение стоимости обучения для студентов-контрактников МГУ на время пандемии». Ее подписали больше 22 тысяч человек.

Реакция МГУ 

В МГУ отреагировали на требование студентов вернуть часть платы за обучение, заявив, что вуз предпринял все для сохранения непрерывности учебного процесса в условиях пандемии. 

  • Меры по обеспечению дистанционного образовательного процесса  в вузе назвали «исчерпывающими». 
  • «Если говорить о возможных мерах социальной поддержки обучающихся в вузе, в том числе о возможности снижения стоимости обучения в период пандемии для студентов, обучающихся на договорной форме обучения, то при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать тот факт, что дистанционная форма обучения является разновидностью очной формы образовательного процесса», - заявили в вузе. 

В Минобрнауки также прокомментировали ситуацию, отметив, что решение о перерасчете платы студентам, обучающимся по контракту, принимает само учебное заведение. 

Похожие прецеденты

За весь период пандемии в России не было зафиксировано случаев возврата или перерасчета средств за онлайн-обучение. Однако студенты все же обращаются с требованием пересмотреть условия оплаты. 

  • В апреле 2020 года студенты Санкт-Петербургского государственного института культуры написали петицию на имя ректора, с требованием вернуть учащимся очной формы обучения, заключившим коммерческий договор с вузом, деньги за семестры, проведенные на «дистанционке». По мнению студентов, качество образования в это время снизилось и пропала возможность пользоваться имуществом университета, предназначенным для обучения и исследований. 
  • В мае 2020 года Всероссийский студенческий союз направил обращение в правительство России и Министерство высшего образования и науки с просьбой оказать финансовую поддержку студентам, обучающимся на платной основе. В Союзе попросили рассмотреть возможность оказать учащимся, обратившимся за помощью, материальную поддержку и снизить стоимость обучения платникам за период дистанционной учебы.  

27 октября 2020 года в Государственную в Думу РФ внесли законопроект , который будет обязывать отечественные вузы вернуть студентам часть платы за обучение, если во время пандемии их занятия были переведены из очного в дистанционный формат. Возврат средств предложили осуществлять из-за снижения качества образования в период пандемии, а также из-за перехода на дистанционную форму лекций и семинаров. 

Дистанционное обучения в вузах осенью 

В октябре на дистанционное обучение перешли 150 российских вузов из 1278. В некоторых высших учебных заведениях студенты занимаются полностью в онлайн. Часть вузов предложили учащимся смешанный формат, а некоторые не стали переводить студентов из оффлайн до официального распоряжения Минобрнауки.  

  • Согласно приказу Минобрнауки России от 11 ноября 2020 года, подведомственные министерству вузы Москвы и Санкт-Петербурга обязаны «обеспечить переход на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» с 13 ноября 2020 года по 6 февраля 2021 года. 
  • С 13 ноября на дистанционный формат обучения перевели студентов  нескольких вузов Москвы. В частности, МГИМО и МГУ им. Ломоносова, РЭУ им.Плеханова. Днем ранее стало известно о переходе на дистанционный формат обучения в РУДН, ВШЭ и МГТУ им.Баумана. 

Отношение студентов к дистанционному обучению

Российское рейтинговое агентство Raex опубликовало данные исследования, проведенного среди студентов российских вузов. Аналитики выяснили, что студенты видят в таком формате не только недостатки, но и новые возможности. 

  • В опросе приняли участие 6 тысяч студентов из 153 вузов России. 
  • 70% студентов признались, что им не хватает очного общения с преподавателями. 
  • Технические проблемы стали главным недостатком  «дистанта» по мнению 58,1% опрошенных. 
  • 40,9% студентов ответили, что 100% предметов было переведено на дистанционный формат. 
  • 53% опрошенных считают главным преимуществом дистанционной формы обучения возможность планировать свое время и больше успевать.
  • 52,5% отметили повышение навыков самостоятельной работы.
Копировать ссылкуСкопировано