«Сбер» впервые раскрыл информацию о выручке от своих нефинансовых активов. За 2020 год она составила 71,4 млрд рублей, следует из отчета организации по МСФО.
В 2019 году выручка «Сбера» от небанковского бизнеса была в 2,7 раза ниже: 26,4 млрд рублей. Этот показатель экономисты рассчитывают пропорционально доле владения группы той или иной компанией в течение отчетного периода.
Показатели «Сбер» раскрыл по просьбе нового владельца контрольного пакета акций — в 2020 году Центральный банк передал его правительству России.
- 33,6 млрд рублей — наибольшую выручку принес B2B-сегмент. К нему относятся нефинансовые сервисы для юридических лиц, в том числе облачные решения SberCloud, компания по кибербезопасности BI.ZONE и прочие.
- 12,9 млрд рублей заработал E-commerce, в число компаний в этом секторе входят такие сервисы, как «Сберлогистика», «СберМаркет» и «Самокат».
- 7,4 млрд рублей — выручка от развлечений: онлайн-кинотеатра Okko и других медиактивов Rambler, стримингового сервиса «СберЗвук» и «Союзмультфильма».
- 4,8 млрд рублей — доля категории FoodTech & Mobility: это сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг, в частности Delivery Club, «Кухня на районе», «Ситимобил» и You Drive.
- 2,1 млрд рублей — выручка цифровых сервисов в здравоохранении — «СберЗдоровье».
Еще 10,6 млрд рублей принесли другие нефинансовые компании.
«Сбер» оценивает активы своего нефинансового сегмента бизнеса в 136,6 млрд рублей, за отчетный период они выросли почти в 3,5 раза. Все активы «Сбера» составляют 36 трлн рублей, большая часть приходится на кредиты.
Прибыль «Сбера» в 2020-м
Несмотря на высокие показатели выручки, большинство небанковских сервисов пока не приносят прибыли
- Общий убыток в этом сегменте составил 11,9 млрд рублей. Для сравнения — в 2019-м результат был положительным: 2,2 млрд рублей.
- Наибольшие потери зафиксированы у сервисов доставки еды, такси и каршеринга (-10,4 млрд рублей), в сегменте электронной коммерции (-6,4 млрд рублей), а также у медиасервисов (-3 млрд рублей).
- В плюс на фоне пандемии вышли Health-сервисы, прибавив 0,2 млрд рублей благодаря увеличению количества виртуальных медицинских консультаций в 4,7 раза. Самым доходными стали сервисы для юридических лиц, предоставляющие облачные продукты и услуги кибербезопасности. Они принесли 5,3 млрд рублей EBITDA — прибыли до вычета расходов на амортизацию, финансовых расходов или доходов, а также налога на прибыль.
Чистая прибыль «Сбера» по итогам 2020-го составила 760,3 млрд рублей. За год этот показатель уменьшился на 10%. Для сравнения: в 2019-м чистая прибыль составила около 845 млрд рублей за счет продажи турецкого Denizbank. В своей старой стратегии «Сбер» планировал выйти на 1 трлн в год в 2020-м, но на фоне пандемии председатель правления банка Герман Греф признал, что выйти на этот уровень не получится, потому что только к концу 2022-го экономика вернется к показателям 2019-го.
Планы по развитию небанковского сегмента
«Сбер» потратил на развитие экосистемы $1 млрд за 3 года. Это 3% чистой прибыли.
- По заявлению главы Сбербанка Германа Грефа, компания будет ежегодно наращивать выручку основных нефинансовых сервисов своей экосистемы более чем на 100%.
- К 2023 году большинство из них должны стать безубыточными и приносить до 5% чистого операционного дохода, а к 2030-му — уже 20–30%.
Аналитики инвестбанка UBS считают, что к концу 2021 года нефинансовые активы «Сбера» будут стоить 594 млрд рублей, а при оптимистичном сценарии — 1,1 трлн рублей.
Прогнозы по росту российского рынка супераппов
Свои экосистемы и супераппы в России в последнее время, помимо «Сбера», запустили «Яндекс», Mail.ru Group, а также Тинькофф-банк. Они включают в себя агрегаторы такси, доставку еды, онлайн-ритейл и финтех.
- По прогнозу американского финансового конгломерата Morgan Stanley, российский рынок экосистем и супераппов увеличится с с $51 млрд в 2020 году до $134 млрд в 2025-м.
- Среднегодовой рост должен составить 21% в год.
Аналитики уверены, что до $100 млрд к 2025 году вырастет сегмент электронной торговли, четверть рынка будет занимать международный интернет-магазин Wildberries.