В 2020 году доля цифровых банковских карт в России увеличилась от 15% до 40% от общего числа выпущенных карт по сравнению с 2019-м. Таковы данные крупнейших российских кредитных организаций, опрошенных «Коммерсантом».
- Россияне во время пандемии стали чаще выбирать цифровой вариант карты из-за удобства — ее можно активировать, не забирая пластиковый носитель в банковском офисе.
- В то же время банки заявляют о существенной экономии в связи с отсутствием затрат на выпуск пластиковых карт, упаковку и логистику.
По словам аналитиков, самые популярные банки на карточном рынке сейчас — «Сбер», «Тинькофф» и ВТБ.
Детали
Опрошенные изданием эксперты объяснили, что новая тенденция укрепилась во время самоизоляции, когда у людей изменились некоторые привычки потребления. В настоящее время в целом по России около 12 – 17 млн виртуальных карт не имеют пластикового носителя.
В «Сбере» заявили, что клиенты вправе отказаться от выпуска пластика. 10% новых открываемых карт уже не имеют физической версии.
В «Тинькофф» отметили, что доля выпущенных цифровых карт выросла на 143% по сравнению с 2019-м, тогда как физических карт — всего на 75%.
В ВТБ на долю цифровых карт приходится 15% от всей розничной эмиссии. Их общий объем достиг 450 тыс.
В Альфа-банке объем выпускаемых виртуальных карт в 2020 году по сравнению с 2019-ым увеличился на 38%, в Газпромбанке — практически на 50%. В банке «Русский стандарт» заметный рост произошел во втором полугодии 2020 года — на 74% относительно первого.
Планы банков по переходу на цифровые карты
В декабре 2020 года два крупнейших российских банка – «Сбер» и ВТБ – заявили, что заменят до половины пластиковых карт на цифровые к 2023 году. Среди основных причин отказа коммерческих организаций от выпуска пластика:
- повышение спроса клиентов на цифровые карты;
- участие банков в ESG-программах (Environmental, Social and Corporate Governance — окружающая среда, социальная ответственность и корпоративное управление) по сокращению использования пластика в мире;
- снижение затрат на производство пластиковых карт (выпуск цифрового аналога обходится в среднем на 700 руб. дешевле), их логистику до офисов и клиентов, а также нагрузку на сотрудников отделений.
Остальные банки пока не готовы сократить выпуск пластиковых карт. По заявлениям пресс-служб финансовых организаций, многие их клиенты предпочитают иметь в распоряжении пластиковую карту, даже если активно пользуются смартфоном для платежей.
Контекст
Виртуальные банковские карты выпускаются в онлайн-банкинге. Фактически это полноценные аналоги классических карт, отличающиеся от них только отсутствием физического носителя.
Для того, чтобы воспользоваться такой картой при бесконтактной оплате в офлайн-магазинах, ее нужно загрузить в мобильный кошелек смартфона (Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay или Mir Pay).
Расплатиться такой картой и снять с нее наличные можно только через терминалы и банкоматы, в которых есть функция бесконтактной оплаты. Цифровая карта серьезнее защищена, чем пластиковая — вместо ее данных приложение передает продавцу зашифрованный ключ, из которого невозможно получить информацию непосредственно о карте.
Фото обложки: Егор Алеев/ТАСС