Правила игрыДетали

Первый автобус на водороде в Москве появится через год-два. Как столичные власти развивают экологически чистый транспорт

Автобусы на водородном топливе широко внедрят в течение 30 лет. 

Сейчас в столице курсируют 600 электробусов. До конца года их будет 1 тыс.

Первый автобус на водороде может появиться в Москве через год-два, сообщил глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов. Внедрить водородные автобусы в систему общественного транспорта в столице планируют в течение 30 лет. Это произойдет в рамках стратегии по развитию сети экологически чистого транспорта мегаполиса. 

  • Тестировать водородный транспорт Москва начнет, как только появится на 100% безопасный образец самого автобуса и зарядного устройства. 
  • Перед стартом испытаний водородные автобусы и вся инфраструктура пройдут тестирование и сертификацию — они должны соответствовать самым высоким требованиям безопасности.

Применение водородных элементов станет следующим шагом в развитии энергоэффективного и экологически чистого транспорта в столице. Электроэнергия будет производиться непосредственно на самом автобусе, где основным топливом является водород, а потребность в зарядных станциях исчезнет, уточнил Максим Ликсутов.

Внедрение электробусов 

Переход на экологически чистый транспорт происходит в рамках Парижского соглашения по климату, к которому в 2019 году присоединилась и Россия. По его условиям, к 2030 году выбросы парниковых газов должны составлять не более 70% от уровня 1990 года.

Энергетическая стратегия России предполагает снижение к 2035 году удельного расхода топлива на транспорте на 13 – 15%. Добиться этого можно, в том числе за счет использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. Водород входит в их число. 

Власти Москвы с 2018 года начали заменять дизельные автобусы на электробусы. Сейчас их 600 — это почти 10% всего парка общественного транспорта Москвы; они курсируют по 42 маршрутам. Еще 400 электробусов планируется закупить в 2021 году. Ожидается, что к 2024 году в столице будет до 2,2 тыс. автобусов на электротяге. 

  • Электробусы в Москву поставляют российские производители: «КАМАЗ» и ГАЗ. 
  • Российская столица стала городом-лидером по количеству электробусов в Европе.  
  • Благодаря широкому внедрению общественного транспорта на электрической тяге, только за 2020 год объем выбросов углекислого газа автобусным парком Москвы сократился на 400 тонн.

Переход на водородный автотранспорт в мире

Транспорт на водороде в тестовом режиме внедряют в нескольких азиатских и европейских странах. Всего в мире более 500 заправочных станций на водороде, 30% из них предназначены только для заправки автобусов. К 2050-му доля водорода в потреблении энергии, по оптимистической оценке экспертов, составит 18%. Такой вывод сделали в своем прогнозе аналитики Hydrogen Council (ассоциация международных компаний, куда входят Total, Toyota, BP, Shell и другие корпорации).

  • Токио приобрел первый автобус марки Toyota на водородном топливе в 2017-м. В том же году его включили в сеть общественного транспорта. В 2020-м количество подобных экоавтобусов в японской столице превысило 100. 
  • В Китае экологически чистые автобусы курсируют в нескольких городах. В Пекине первые три пассажирских автобуса на водороде появились накануне летних Олимпийских игр в 2008 году. Тогда это был транспорт от европейского производителя Mercedes-Benz Citaro. В январе 2020 года 70 автобусов, работающих на водороде, ввели в эксплуатацию в городе Чжанцзякоу. Осенью этого же года 15 водородных автобусов начали курсировать в городе Байчэн.
  • В рамках программы ЕС «Чистый городской транспорт для Европы», которая стартовала в 2001 году и закончилась в 2006-м, в 10 европейских городах появились автобусы Mercedes-Benz Citaro на водородном топливе. Они вышли на линии в  Амстердаме, Барселоне, Гамбурге, Лондоне, Мадриде, Люксембурге, Порту, Стокгольме, Штутгарте и Рейкьявике. Города подбирали так, чтобы протестировать автобусы на водороде в различных климатических условиях. После завершения программы транспорт продолжил работать в этих городах.  
  • В начале 2021-го в шотландском Абердине впервые в мире пассажиров начали перевозить двухэтажные автобусы на водороде. 

План по производству чистого водорода в России

В 2020 году Минэнерго России разработало «дорожную карту» «Развитие водородной энергетики в России» на 2020 – 2024 гг. Об этом сообщил РБК со ссылкой на свои источники, близкие к одному из ведомств. Согласно этой стратегии, страна планирует производить и экспортировать водород, следуя мировому тренду на отказ от углеводородной энергетики. 

«Дорожная карта» включает в себя несколько этапов. 

  • Разработка концепции развития водородной энергетики, а также мер поддержки для пилотных проектов по производству водородного топлива.
  • В 2021-м, согласно «дорожной карте», должны появиться меры, стимулирующие экспортеров и внутренних потребителей закупать водород.
  • Предполагается, что первыми компаниями-производителями экотоплива станут «Газпром» и «Росатом». Планируется, что в 2021-м «Газпром» создаст и испытает газовую турбину на метано-водородном топливе. 
  • Как ожидается, пилотные установки по производству водорода обе компании запустят в 2024 году — на атомных электростанциях, объектах добычи газа и предприятиях по переработке сырья.
  • До этого времени «Газпром» изучит использование водорода и метано-водородного топлива в двигателях и газовых бойлерах, а также в качестве топлива для различных видов транспорта. 
  • Согласно «дорожной карте», «Росатом» в 2024 году построит опытный полигон для железнодорожного транспорта на водороде.