Первый автобус на водороде может появиться в Москве через год-два, сообщил глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов. Внедрить водородные автобусы в систему общественного транспорта в столице планируют в течение 30 лет. Это произойдет в рамках стратегии по развитию сети экологически чистого транспорта мегаполиса.
- Тестировать водородный транспорт Москва начнет, как только появится на 100% безопасный образец самого автобуса и зарядного устройства.
- Перед стартом испытаний водородные автобусы и вся инфраструктура пройдут тестирование и сертификацию — они должны соответствовать самым высоким требованиям безопасности.
Применение водородных элементов станет следующим шагом в развитии энергоэффективного и экологически чистого транспорта в столице. Электроэнергия будет производиться непосредственно на самом автобусе, где основным топливом является водород, а потребность в зарядных станциях исчезнет, уточнил Максим Ликсутов.
Внедрение электробусов
Переход на экологически чистый транспорт происходит в рамках Парижского соглашения по климату, к которому в 2019 году присоединилась и Россия. По его условиям, к 2030 году выбросы парниковых газов должны составлять не более 70% от уровня 1990 года.
Энергетическая стратегия России предполагает снижение к 2035 году удельного расхода топлива на транспорте на 13 – 15%. Добиться этого можно, в том числе за счет использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. Водород входит в их число.
Власти Москвы с 2018 года начали заменять дизельные автобусы на электробусы. Сейчас их 600 — это почти 10% всего парка общественного транспорта Москвы; они курсируют по 42 маршрутам. Еще 400 электробусов планируется закупить в 2021 году. Ожидается, что к 2024 году в столице будет до 2,2 тыс. автобусов на электротяге.
- Электробусы в Москву поставляют российские производители: «КАМАЗ» и ГАЗ.
- Российская столица стала городом-лидером по количеству электробусов в Европе.
- Благодаря широкому внедрению общественного транспорта на электрической тяге, только за 2020 год объем выбросов углекислого газа автобусным парком Москвы сократился на 400 тонн.
Электробусы на улицах Москвы Электробусы на улицах Москвы Электробусы на улицах Москвы
Переход на водородный автотранспорт в мире
Транспорт на водороде в тестовом режиме внедряют в нескольких азиатских и европейских странах. Всего в мире более 500 заправочных станций на водороде, 30% из них предназначены только для заправки автобусов. К 2050-му доля водорода в потреблении энергии, по оптимистической оценке экспертов, составит 18%. Такой вывод сделали в своем прогнозе аналитики Hydrogen Council (ассоциация международных компаний, куда входят Total, Toyota, BP, Shell и другие корпорации).
- Токио приобрел первый автобус марки Toyota на водородном топливе в 2017-м. В том же году его включили в сеть общественного транспорта. В 2020-м количество подобных экоавтобусов в японской столице превысило 100.
- В Китае экологически чистые автобусы курсируют в нескольких городах. В Пекине первые три пассажирских автобуса на водороде появились накануне летних Олимпийских игр в 2008 году. Тогда это был транспорт от европейского производителя Mercedes-Benz Citaro. В январе 2020 года 70 автобусов, работающих на водороде, ввели в эксплуатацию в городе Чжанцзякоу. Осенью этого же года 15 водородных автобусов начали курсировать в городе Байчэн.
- В рамках программы ЕС «Чистый городской транспорт для Европы», которая стартовала в 2001 году и закончилась в 2006-м, в 10 европейских городах появились автобусы Mercedes-Benz Citaro на водородном топливе. Они вышли на линии в Амстердаме, Барселоне, Гамбурге, Лондоне, Мадриде, Люксембурге, Порту, Стокгольме, Штутгарте и Рейкьявике. Города подбирали так, чтобы протестировать автобусы на водороде в различных климатических условиях. После завершения программы транспорт продолжил работать в этих городах.
- В начале 2021-го в шотландском Абердине впервые в мире пассажиров начали перевозить двухэтажные автобусы на водороде.
План по производству чистого водорода в России
В 2020 году Минэнерго России разработало «дорожную карту» «Развитие водородной энергетики в России» на 2020 – 2024 гг. Об этом сообщил РБК со ссылкой на свои источники, близкие к одному из ведомств. Согласно этой стратегии, страна планирует производить и экспортировать водород, следуя мировому тренду на отказ от углеводородной энергетики.
«Дорожная карта» включает в себя несколько этапов.
- Разработка концепции развития водородной энергетики, а также мер поддержки для пилотных проектов по производству водородного топлива.
- В 2021-м, согласно «дорожной карте», должны появиться меры, стимулирующие экспортеров и внутренних потребителей закупать водород.
- Предполагается, что первыми компаниями-производителями экотоплива станут «Газпром» и «Росатом». Планируется, что в 2021-м «Газпром» создаст и испытает газовую турбину на метано-водородном топливе.
- Как ожидается, пилотные установки по производству водорода обе компании запустят в 2024 году — на атомных электростанциях, объектах добычи газа и предприятиях по переработке сырья.
- До этого времени «Газпром» изучит использование водорода и метано-водородного топлива в двигателях и газовых бойлерах, а также в качестве топлива для различных видов транспорта.
- Согласно «дорожной карте», «Росатом» в 2024 году построит опытный полигон для железнодорожного транспорта на водороде.