КапиталДетали

Новые заказчики Superjet 100 появились в России. Еще одна авиакомпания интересуется суперджетами

Интерес к самолету могли повысить субсидии, пандемия и сервис.

При этом на поставку самолетов SSJ-100 новые покупатели не смогут рассчитывать до конца 2022 года. 

Российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) могут приобрести две российские авиакомпании, не эксплуатировавшие его ранее. Об этом сообщает газета «Известия»‎ со ссылкой на источник на авиационном рынке.

  • По словам собеседника «Известий» в авиапроме‎, потенциальные заказчики ведут переговоры с производителем SSJ-100 корпорацией «Иркут» (входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию», ОАК). Представитель корпорации информацию не опроверг. При этом названия компаний не уточняются.  
  • Самолетами Sukhoi Superjet 100 также, по данным издания, интересуется компания «Ангара»‎, однако переговоры с производителем она не начала. При этом потенциальные покупатели не могут рассчитывать на поставку SSJ-100 до конца 2022 года. Причина в ранее заключенных договорах: поставки самолета расписаны на ближайшие годы между действующими эксплуатантами. 

Аналитики, опрошенные изданием, считают, что спрос на самолеты Superjet 100 связан с расширением мер поддержки этого производителя государством, в частности:

  • в последний год государство стало субсидировать авиакомпаниям полетное время — 37,5 тыс. рублей за каждый летный час после достижения минимального среднемесячного налета в 60 ч; 
  • компенсируется 50% затрат компаний на уплату лизинговых платежей в размере 333,3 млн рублей;
  • действует компенсация в размере 140 млн рублей на уплату арендных платежей;
  • последние две меры касаются тех 59 самолетов, которые поставляет «ПСБ Лизинг».

Стимулом также может быть продолжение программы субсидирования региональных перевозок, приоритет в которой отдается компаниям, эксплуатирующим произведенные в России самолеты. 

Кроме того, по словам экспертов, SSJ-100 стали более надежными, сократилось количество производственных дефектов и недостатков, связанных с ними отказов. При сервисном обслуживании меньшим стало время ожидания запчастей, снизилась длительность выполнения работ по бюллетеням техобслуживания.

О Sukhoi Superjet 100 

Sukhoi Superjet 100 — первый гражданский серийный самолет, созданный в России после распада СССР, а также первый самолет, разработанный с использованием цифровых технологий. Он рассчитан на полеты расстоянием до 5 тыс. км. 

Superjet 100 разрабатывало АО «Гражданские самолеты Сухого» в партнерстве с итальянской компанией Alenia Aeronautica (впоследствии Leonardo Aircraft) и в кооперации с французской компанией Snecma, американской корпорацией Boeing, а также несколькими другими зарубежными компаниями.

  • В мае 2008 года в Комсомольске-на-Амуре прошел первый полет опытного образца самолета SSJ-100. Максимальная дальность полета базовой версии составляла 3048 километров.
  • В апреле 2011 года состоялся первый коммерческий пассажирский рейс Superjet 100 по маршруту Ереван – Москва. Эксплуатантом выступила армянская авиакомпания Armavia. 
  • В 2013 году первый полет совершил Superjet LR (SSJ100LR) с увеличенной дальностью полета до 4578 километров.
  • В ноябре 2018 года совет директоров «Объединенной авиастроительной корпорации»‎ принял решение передать корпорации «Иркут»‎ пакет акций АО «Гражданские самолеты Сухого»‎ в рамках реализации программы по созданию на базе «Иркута»‎ дивизиона гражданской авиации. 

Всего с момента начала производства было выпущено 207 самолетов Superjet 100. Поставки на период с 2021 по 2022 год расписаны между компаниями, уже эксплуатирующими SSJ-100. В 2020 году лизинговая дочерняя компания Промсвязьбанка «ПСБ Лизинг» получила беспрецедентную государственную гарантию по кредиту, привлекаемому для закупки 59 таких самолетов за 140 млрд рублей. На данный момент «ПСБ Лизинг» обсуждает закупки и поставки SSJ-100 только с компаниями, которые имеют действующие договоры, а именно «Аэрофлот», «Азимут» и «Ред Вингс». 

На сегодня в России Superjet 100 используют только девять коммерческих авиакомпаний. 

  • «Аэрофлот»‎ эксплуатирует 39 единиц по состоянию на конец марта 2021 года. При этом авиакомпания выйдет из их числа, когда передаст в 2021-22 годах все SSJ-100 дочерней авиакомпании «Россия» в рамках реализации новой стратегии. 
  • «Россия» эксплуатирует 21 самолет.
  • «Ямал» – ‎15 самолетов.
  • «Азимут»‎ – 13 самолетов. 
  • «Газпром авиа»‎ – 10 самолетов. 
  • «ИрАэро»‎ – шесть самолетов.
  • «Red Wings»‎ – пять самолетов. 
  • «Северсталь»‎ – четыре самолета. 
  • «Якутия»‎ – четыре самолета. 

Зарубежные заказчики SSJ-100

  • Самый крупный зарубежный эксплуатант самолетов этого типа — мексиканский авиаперевозчик Interjet. С 2013 года он получил 22 из 30 заказанных самолетов. В 2020 году авиакомпания в условиях пандемии полностью перешла на российские Superjet.
  • Ирландская авиакомпания CityJet в 2016 году заключила с российским производителем контракт на 15 самолетов SSJ-100 и получила семь авиамашин. 
  • Швейцарская компания Comlux в 2011 году заказала два самолета модификации Sukhoi Business Jet. 
  • Военно-воздушные силы Таиланда получили три таких самолета бизнес-комплектации. Первый контракт был подписан в 2014 году, второй в 2016-ом. 
  • Замбия в 2018 году заказала один SSJ-100 в версии VIP. 
  • В 2019 году таиландская компания Kom Airlines подписала контракт на поставку шести SSJ-100 в 2019-20 годах. 

Почему отказывались от Superjet 100 

В 2019 году от эксплуатации SSJ 100 отказалась ирландская CityJet — единственная компания, летающая на суперджете в Европе. Весной 2018 года Brussels Airlines (конечный пользователь лайнеров CityJet) сообщила об отмене 92 рейсов за 22 дня из-за поломок самолетов. При этом почти каждая поломка SSJ 100 заканчивалась длительным простоем, так как за восемь лет существования проекта систему обслуживания наладить не удалось.

В августе того же года о намерении отказаться от эксплуатации Superjet 100 заявила мексиканская компания Interjet. Причиной стали поломки самолетов, из-за чего компании пришлось разобрать несколько суперджетов на запчасти, чтобы остальные самолеты оставались в работоспособном состоянии. «Сухой» заплатил мексиканцам компенсацию 40 миллионов долларов. Весь мексиканский флот SSJ 100 был поставлен на стоянку, однако окончательно от самолетов «Сухого» в Interjet не отказались. Позже стало известно, что компания продолжит летать на российских суперджетах.  

Конкуренты Superjet 100

Главным конкурентом SSJ-100 на постсоветском пространстве считается бразильская компания Embraer. Ее самолеты E-Jets эксплуатирует молдавская авиакомпания Air Moldova, казахстанская Air Astana и эстонская Estonian Air. Самолеты E-Jets заказывали белорусская компания «Белавиа«»‎ и украинские «Днеправиа»‎ и «АэроCвит»‎. 

Еще одним конкурентом Superjet 100 эксперты называют А220 — ранее известный как Bombardier CSeries, разработанный компанией Bombardier Aerospace, сейчас принадлежит авиакомпании Airbus. В число эксплуатантов самолета входят airBaltic, SWISS, Air Canada, Air Tanzania, EgyptAir и Air Manas.